Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Август 2013

к содержанию номера Версия для печати

"РОСНЕФТЬ": ОТ СКВАЖИНЫ ДО КРЫЛА

Доля "Роснефти" на сбытовом рынке пока увеличивалась за счёт приобретения станций холдинга "Базовый элемент" в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика и Абакана. После поглощения "ТНК-Аэро" её присутствие возрастёт более чем на треть.

 

В настоящее время нефтяные компании стараются выстраивать производственную цепочку от скважины до "крыла" без посредников.  Их активное наступление на авиазаправочный рынок началось в 2008 году, после повышения спроса на воздушные перевозки и цен на авиакеросин.

Лидером рынка авиакеросина в РФ пока является "Газпромнефть-Аэро". В последние годы она удвоила розничную продажу авиакеросина и сегодня контролирует свыше 20% отечественного рынка. В 2012 году объём реализации топлива в аэропортах составил 209 тыс. т. По утверждению генерального директора "Газпромнефть-Аэро" Владимира Егорова, к 2020---2025 годам продукция компании в объёме 5 млн т будет продаваться через собственную розничную сеть из 50 ТЗК в 220 аэропортах по всему миру. Схожие показатели по рыночной доле у независимой компании "Аэрофьюэлз", владеющей 19 ТЗК в 29 аэропортах России и через совместную компанию "Шелл и Аэрофьюэлз" оказывающей услуги по топливозаправке приблизительно в тысяче аэропортов по всему миру. 

По утверждению главы компании "ТНК Авиа" ("дочка" ТНК-ВР) Юрия Миняйло, его оператор консолидировал чуть менее 20% отечественного рынка, а в крупнейшем в стране Московском авиационном узле на долю компании приходится треть продаж. По его словам, в прошлом году "ТНК Авиа" поставила своим партнерам 1,4 млн т авиационного керосина, а к 2016 году планирует увеличить производство горючего более чем на 30% -- до 2 млн т и занять треть российского рынка авиационного топлива. В 2011 году "ТНК-ВР" получила контрольный пакет (74,9%) крупнейшего ТЗК в Восточной Европе -- "Топливозаправочный комплекс Шереметьево", а в прошлом году -- контроль над ТЗК "Кольцово" (Екатеринбург).

Ещё одним заметным игроком рынка авиакеросина был "ЛУКОЙЛ-Аэро" -- ему принадлежит 7 ТЗК более чем в 30 аэропортах России и зарубежья. А "Роснефть" до недавнего времени через "РН-Аэро" контролировала только 15% рынка. "Роснефть" долго не развивалась в этом сегменте, -- заметил "ТР" ведущий специалист департамента рыночных исследований ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. -- Основные ВИНК давно уже работают в этой сфере. "Роснефть" опаздывает и сегодня пытается догнать конкурентов".

Летом 2010 года "Роснефть" построила ТЗК в аэропорту монгольского Улан-Батора. В 2011 году компания приобрела 50% акций ТЗК столичного аэропорта "Внуково". А к 2013 году её дочерняя компания ООО "РН-Аэро" уже владела 15 ТЗК (в том числе в партнёрстве) в аэропортах Москвы ("Внуково"), Красноярска ("Емельяново"), Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Ставрополя, Владивостока ("Кневичи", построен к саммиту АТЭС), Иркутска, Благовещенска, Элисты, Игарки, Комсомольска-на-Амуре, Казани, Ванкорского и Верхнечонского месторождений углеводородов. В 2012 году "РН-Аэро" продала 1,5 млн т авиатоплива, что почти в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2011 года. Авиакеросин для ТЗК "Роснефть" поставляет с собственных нефтеперерабатывающих заводов: Комсомольского, Ачинского, Ангарского, Новокуйбышевского и Сызранского НПЗ.

"Нефтяные компании на этот рынок пришли чуть позже, поэтому их присутствие в сфере услуг топливообеспечения пока не столь широкое, -- считает генеральный директор компании "Аэрофьюэлз" Владимир Спиридонов. -- Нельзя говорить о том, что нефтяные компании повсеместно дошли до крыла. Они концентрируются всё-таки в крупных аэропортах (их в России около 300), а дальше им просто не хватает времени и ресурсов".

 

В четыре руки

В марте 2013 года "Роснефть" сделала рывок в наращивании своей доли в сегменте топливозаправки: рост её влияния произошёл за счёт поглощения "ТНК Авиа". Вслед за этим было заявлено и о сделке по приобретению компании "Базовый авиатопливный оператор" (БАТО), объединяющей все топливозаправочные активы Олега Дерипаски в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика и Абакана.

"Сотрудничество с "Роснефтью" позволит не только улучшить качество работы авиатопливных операторов в аэропортах, но и даст дополнительные преимущества аэропортам юга России, -- заявил глава "Базового элемента". -- Вместе с "Роснефтью" мы сможем превратить аэропорты Краснодарского края в эффективные и технологичные авиационные предприятия, обеспечивающие высокое качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами, что имеет особое значение на данном направлении в связи с Олимпиадой в 2014 году". В руководстве "Базэл" утверждают, что перед группой компаний стоит амбициозная задача по развитию аэропортового бизнеса, для чего необходимо сегодня "привлекать самых надёжных и сильных партнёров".

БАТО -- не менее сильный игрок в своём сегменте на юге России, имеющий договоры с двумя сотнями авиаперевозчиков. Только в аэропорту Сочи она продаёт ежегодно 60---70 тыс. т топлива, а услуги ТЗК только по хранению авиакеросина в сочинском аэропорту приносят её владельцам до 100 млн рублей в год. "После завершения сделки собственные ТЗК будут у "Роснефти" практически во всех федеральных округах России, -- заявил Игорь Сечин. -- Расширение сети ТЗК обеспечит компании увеличение сбыта авиатоплива "в крыло" по прямым договорам с авиакомпаниями на внутреннем рынке".

"Сейчас ВИНК активно пошли в топливозаправку и либо покупают, либо строят дополнительно собственные ТЗК в аэропортах внутри страны и на зарубежных узлах, -- говорит аналитик ИГ "Универ Капитал" Дмитрий Александров. -- "Роснефть" здесь делает то же самое, что "ЛУКОЙЛ" или "Газпром нефть". Напомним, что год назад вице-президент ТНК-ВР Дмитрий Устинов уверял, что его холдинг ведёт переговоры с "Базэлом" именно по приобретению долей в ТЗК, работающих в кубанских аэропортах. Сегодня "Роснефть" по сути привела эти переговоры к логическому завершению.

Пытался войти в кубанские аэропорты и "Аэрофьюэлз", однако отказался от этой затеи. "Нельзя объять необъятное, -- говорит генеральный директор компании Владимир Спиридонов. -- Обратите внимание, какие рейсы составляют основу бизнеса аэропорта Сочи. Как правило, самолёты летят из Москвы, Питера, Поволжья и Сибири, часто авиакомпании предпочитают заправляться в точках вылета, где у них есть скидки на керосин".

Доступ к новым активам ТЗК должен положительно сказаться на объёмах производства, находящихся в регионе нефтеперерабатывающих заводов. К примеру, по утверждению вице-президента ТНК-ВР Дмитрия Устинова, после прошлогодней покупки его компанией ТЗК в аэропорту Екатеринбурга ("Кольцово") производство авиакеросина на входящем в холдинг НПЗ в Нижневартовске тут же удвоилось и выросло до 200 тыс. т в год. А у "Роснефти" на юге России сегодня завершается реконструкция Туапсинского НПЗ, который будет снабжать авиатопливом кубанские аэропорты. До этого авиакеросин поставлялся в аэропорты "Базэл-авиа" с проданного несколько лет назад "Нефтегазиндустрии" Афипского НПЗ.

"ФАС в целом будет бороться за демонополизацию рынка, так как отсутствие конкуренции приводит к росту цен на топливо, а следовательно, и на авиабилеты, -- считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. -- Но данную сделку, учитывая, что регион связан с проведением Олимпиады, вероятнее всего, согласуют". Руководство антимонопольного ведомства косвенно подтвердило своё благосклонное отношение к сделке: "Если у "Роснефти" нет там чего-то своего, то тогда всё нормально, -- отметил руководитель ФАС России Игорь Артемьев. -- ФАС всегда выступала за то, чтобы заправочные комплексы в аэропортах принадлежали самим нефтяным компаниям. Это вертикальная интеграция, и лучше, чтобы не было посреднической маржи".

Ряд экспертов полагает, что антимонопольщики всё равно не обойдут сделку своим вниманием. "Ситуация в этом сегменте не такая простая, поскольку большая проблема -- это хранение топлива и доступ к соответствующим мощностям в аэропортах, поэтому ФАС будет следить за ситуацией и её активность здесь, полагаю, будет расти", -- уверен Дмитрий Александров. -- Формально в крупных аэропортах должно быть не менее двух ТЗК, но в том же сочинском аэропорту как раз места для альтернативного -- для ТЗК БАТО -- в 2012 году найдено не было. "Роснефть" (и "ЛУКОЙЛ" также) тогда были заинтересованы в создании собственных комплексов и готовы были выбивать землю под это строительство на местном уровне. В этом году весной "Роснефть" просто упростила задачу и заключила соглашение с "Бэзэлом" о приобретении комплексов сразу в нескольких аэропортах региона, в том числе и в Сочи".

Вместе с тем примечательно, что согласно Транспортной стратегии России до 2030 года перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с консолидацией бизнеса. Ожидается, что к означенному сроку количество авиакомпанией сократится в соответствии с потенциальным объёмом рынка, способного обеспечить эффективность работы. В Минтрансе России полагают, что для обеспечения потребностей рынка вполне достаточно будет одной крупной магистральной авиакомпании со своим аэропортом базирования (ХАБом). Кроме того, должны остаться 3---5 средних магистральных авиакомпаний, 3---7 чартерных авиакомпаний, 12---15 региональных компаний, имеющих ограниченную внутри региона сеть маршрутов, базирующихся в региональном хабе и активно сотрудничающих с магистральными авиакомпаниями по расширению сети маршрутов. При этом, по замыслу Минтранса, должны сохраниться 1--2 лоукостера, обеспечивающие перевозки из пункта в пункт по минимальным тарифам, и 2--3 грузовые авиакомпании. Как пояснили "ТР" в министерстве, "сокращение количества авиакомпаний позволит повысить эффективность до уровня, обеспечивающего воспроизводство основных фондов, и качество работы авиаперевозчиков, создаст экономические условия развития как магистральным и региональным компаниям, так и другим, работающим в своих рыночных нишах, и отрасли в целом".

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

19.04.2018   "Жестко, как никто": Трамп рассказал о своем отношении к России
19.04.2018   Высокотехнологичное оборудование Института нефтехимпереработки Республики Башкортостан не будут приватизировать. Размер создаваемого уставного капитала уменьшен втрое
19.04.2018   Минприроды хочет стимулировать компании к разведке новых месторождений
19.04.2018   Эксперт увидел потенциал роста поставок российского оборудования для НПЗ
19.04.2018   Нефть продолжает подъем
18.04.2018   Россия и Иран могут на пять лет продлить соглашение о поставках нефти
18.04.2018   Schlumberger хочет купить 24% российской Eurasia Drilling. Эксперты считают, что теперь сделка получит разрешение антимонопольной службы
18.04.2018   "Total" заинтересовалась альтернативной энергетикой в Казахстане
18.04.2018   Цены на нефть продолжают расти
17.04.2018   Японская Marubeni войдет в проект НОВАТЭКа
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

23.04-26.04    г. Москва
Международная молодежная научная конференция "Нефть и газ - 2018"
конференция
23.04-26.04   Баку, Азербайджан
III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ SOCAR "DOWNSTREAM КАСПИЙ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ – ТОРГОВЛЯ, ЛОГИСТИКА, НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"
18.05    г. Москва
XV Международная Конференция "Освоение шельфа России и СНГ-2018"
конференция
22.05-24.05    г. Москва
6-я ежегодная конференция "Базовые масла и смазочные материалы СНГ"
конференция
29.05-01.06   Баку Экспо Центр
"НЕФТЬ И ГАЗ КАСПИЯ" / CASPIAN OIL & GAS 2018
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru