Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Август 2013

к содержанию номера Версия для печати

"РОСНЕФТЬ": ОТ СКВАЖИНЫ ДО КРЫЛА

Доля "Роснефти" на сбытовом рынке пока увеличивалась за счёт приобретения станций холдинга "Базовый элемент" в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика и Абакана. После поглощения "ТНК-Аэро" её присутствие возрастёт более чем на треть.

 

В настоящее время нефтяные компании стараются выстраивать производственную цепочку от скважины до "крыла" без посредников.  Их активное наступление на авиазаправочный рынок началось в 2008 году, после повышения спроса на воздушные перевозки и цен на авиакеросин.

Лидером рынка авиакеросина в РФ пока является "Газпромнефть-Аэро". В последние годы она удвоила розничную продажу авиакеросина и сегодня контролирует свыше 20% отечественного рынка. В 2012 году объём реализации топлива в аэропортах составил 209 тыс. т. По утверждению генерального директора "Газпромнефть-Аэро" Владимира Егорова, к 2020---2025 годам продукция компании в объёме 5 млн т будет продаваться через собственную розничную сеть из 50 ТЗК в 220 аэропортах по всему миру. Схожие показатели по рыночной доле у независимой компании "Аэрофьюэлз", владеющей 19 ТЗК в 29 аэропортах России и через совместную компанию "Шелл и Аэрофьюэлз" оказывающей услуги по топливозаправке приблизительно в тысяче аэропортов по всему миру. 

По утверждению главы компании "ТНК Авиа" ("дочка" ТНК-ВР) Юрия Миняйло, его оператор консолидировал чуть менее 20% отечественного рынка, а в крупнейшем в стране Московском авиационном узле на долю компании приходится треть продаж. По его словам, в прошлом году "ТНК Авиа" поставила своим партнерам 1,4 млн т авиационного керосина, а к 2016 году планирует увеличить производство горючего более чем на 30% -- до 2 млн т и занять треть российского рынка авиационного топлива. В 2011 году "ТНК-ВР" получила контрольный пакет (74,9%) крупнейшего ТЗК в Восточной Европе -- "Топливозаправочный комплекс Шереметьево", а в прошлом году -- контроль над ТЗК "Кольцово" (Екатеринбург).

Ещё одним заметным игроком рынка авиакеросина был "ЛУКОЙЛ-Аэро" -- ему принадлежит 7 ТЗК более чем в 30 аэропортах России и зарубежья. А "Роснефть" до недавнего времени через "РН-Аэро" контролировала только 15% рынка. "Роснефть" долго не развивалась в этом сегменте, -- заметил "ТР" ведущий специалист департамента рыночных исследований ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. -- Основные ВИНК давно уже работают в этой сфере. "Роснефть" опаздывает и сегодня пытается догнать конкурентов".

Летом 2010 года "Роснефть" построила ТЗК в аэропорту монгольского Улан-Батора. В 2011 году компания приобрела 50% акций ТЗК столичного аэропорта "Внуково". А к 2013 году её дочерняя компания ООО "РН-Аэро" уже владела 15 ТЗК (в том числе в партнёрстве) в аэропортах Москвы ("Внуково"), Красноярска ("Емельяново"), Ростова-на-Дону, Минеральных Вод, Ставрополя, Владивостока ("Кневичи", построен к саммиту АТЭС), Иркутска, Благовещенска, Элисты, Игарки, Комсомольска-на-Амуре, Казани, Ванкорского и Верхнечонского месторождений углеводородов. В 2012 году "РН-Аэро" продала 1,5 млн т авиатоплива, что почти в 2,5 раза больше аналогичного показателя 2011 года. Авиакеросин для ТЗК "Роснефть" поставляет с собственных нефтеперерабатывающих заводов: Комсомольского, Ачинского, Ангарского, Новокуйбышевского и Сызранского НПЗ.

"Нефтяные компании на этот рынок пришли чуть позже, поэтому их присутствие в сфере услуг топливообеспечения пока не столь широкое, -- считает генеральный директор компании "Аэрофьюэлз" Владимир Спиридонов. -- Нельзя говорить о том, что нефтяные компании повсеместно дошли до крыла. Они концентрируются всё-таки в крупных аэропортах (их в России около 300), а дальше им просто не хватает времени и ресурсов".

 

В четыре руки

В марте 2013 года "Роснефть" сделала рывок в наращивании своей доли в сегменте топливозаправки: рост её влияния произошёл за счёт поглощения "ТНК Авиа". Вслед за этим было заявлено и о сделке по приобретению компании "Базовый авиатопливный оператор" (БАТО), объединяющей все топливозаправочные активы Олега Дерипаски в аэропортах Сочи, Краснодара, Анапы, Геленджика и Абакана.

"Сотрудничество с "Роснефтью" позволит не только улучшить качество работы авиатопливных операторов в аэропортах, но и даст дополнительные преимущества аэропортам юга России, -- заявил глава "Базового элемента". -- Вместе с "Роснефтью" мы сможем превратить аэропорты Краснодарского края в эффективные и технологичные авиационные предприятия, обеспечивающие высокое качество обслуживания воздушных судов в соответствии с лучшими мировыми стандартами, что имеет особое значение на данном направлении в связи с Олимпиадой в 2014 году". В руководстве "Базэл" утверждают, что перед группой компаний стоит амбициозная задача по развитию аэропортового бизнеса, для чего необходимо сегодня "привлекать самых надёжных и сильных партнёров".

БАТО -- не менее сильный игрок в своём сегменте на юге России, имеющий договоры с двумя сотнями авиаперевозчиков. Только в аэропорту Сочи она продаёт ежегодно 60---70 тыс. т топлива, а услуги ТЗК только по хранению авиакеросина в сочинском аэропорту приносят её владельцам до 100 млн рублей в год. "После завершения сделки собственные ТЗК будут у "Роснефти" практически во всех федеральных округах России, -- заявил Игорь Сечин. -- Расширение сети ТЗК обеспечит компании увеличение сбыта авиатоплива "в крыло" по прямым договорам с авиакомпаниями на внутреннем рынке".

"Сейчас ВИНК активно пошли в топливозаправку и либо покупают, либо строят дополнительно собственные ТЗК в аэропортах внутри страны и на зарубежных узлах, -- говорит аналитик ИГ "Универ Капитал" Дмитрий Александров. -- "Роснефть" здесь делает то же самое, что "ЛУКОЙЛ" или "Газпром нефть". Напомним, что год назад вице-президент ТНК-ВР Дмитрий Устинов уверял, что его холдинг ведёт переговоры с "Базэлом" именно по приобретению долей в ТЗК, работающих в кубанских аэропортах. Сегодня "Роснефть" по сути привела эти переговоры к логическому завершению.

Пытался войти в кубанские аэропорты и "Аэрофьюэлз", однако отказался от этой затеи. "Нельзя объять необъятное, -- говорит генеральный директор компании Владимир Спиридонов. -- Обратите внимание, какие рейсы составляют основу бизнеса аэропорта Сочи. Как правило, самолёты летят из Москвы, Питера, Поволжья и Сибири, часто авиакомпании предпочитают заправляться в точках вылета, где у них есть скидки на керосин".

Доступ к новым активам ТЗК должен положительно сказаться на объёмах производства, находящихся в регионе нефтеперерабатывающих заводов. К примеру, по утверждению вице-президента ТНК-ВР Дмитрия Устинова, после прошлогодней покупки его компанией ТЗК в аэропорту Екатеринбурга ("Кольцово") производство авиакеросина на входящем в холдинг НПЗ в Нижневартовске тут же удвоилось и выросло до 200 тыс. т в год. А у "Роснефти" на юге России сегодня завершается реконструкция Туапсинского НПЗ, который будет снабжать авиатопливом кубанские аэропорты. До этого авиакеросин поставлялся в аэропорты "Базэл-авиа" с проданного несколько лет назад "Нефтегазиндустрии" Афипского НПЗ.

"ФАС в целом будет бороться за демонополизацию рынка, так как отсутствие конкуренции приводит к росту цен на топливо, а следовательно, и на авиабилеты, -- считает аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк. -- Но данную сделку, учитывая, что регион связан с проведением Олимпиады, вероятнее всего, согласуют". Руководство антимонопольного ведомства косвенно подтвердило своё благосклонное отношение к сделке: "Если у "Роснефти" нет там чего-то своего, то тогда всё нормально, -- отметил руководитель ФАС России Игорь Артемьев. -- ФАС всегда выступала за то, чтобы заправочные комплексы в аэропортах принадлежали самим нефтяным компаниям. Это вертикальная интеграция, и лучше, чтобы не было посреднической маржи".

Ряд экспертов полагает, что антимонопольщики всё равно не обойдут сделку своим вниманием. "Ситуация в этом сегменте не такая простая, поскольку большая проблема -- это хранение топлива и доступ к соответствующим мощностям в аэропортах, поэтому ФАС будет следить за ситуацией и её активность здесь, полагаю, будет расти", -- уверен Дмитрий Александров. -- Формально в крупных аэропортах должно быть не менее двух ТЗК, но в том же сочинском аэропорту как раз места для альтернативного -- для ТЗК БАТО -- в 2012 году найдено не было. "Роснефть" (и "ЛУКОЙЛ" также) тогда были заинтересованы в создании собственных комплексов и готовы были выбивать землю под это строительство на местном уровне. В этом году весной "Роснефть" просто упростила задачу и заключила соглашение с "Бэзэлом" о приобретении комплексов сразу в нескольких аэропортах региона, в том числе и в Сочи".

Вместе с тем примечательно, что согласно Транспортной стратегии России до 2030 года перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с консолидацией бизнеса. Ожидается, что к означенному сроку количество авиакомпанией сократится в соответствии с потенциальным объёмом рынка, способного обеспечить эффективность работы. В Минтрансе России полагают, что для обеспечения потребностей рынка вполне достаточно будет одной крупной магистральной авиакомпании со своим аэропортом базирования (ХАБом). Кроме того, должны остаться 3---5 средних магистральных авиакомпаний, 3---7 чартерных авиакомпаний, 12---15 региональных компаний, имеющих ограниченную внутри региона сеть маршрутов, базирующихся в региональном хабе и активно сотрудничающих с магистральными авиакомпаниями по расширению сети маршрутов. При этом, по замыслу Минтранса, должны сохраниться 1--2 лоукостера, обеспечивающие перевозки из пункта в пункт по минимальным тарифам, и 2--3 грузовые авиакомпании. Как пояснили "ТР" в министерстве, "сокращение количества авиакомпаний позволит повысить эффективность до уровня, обеспечивающего воспроизводство основных фондов, и качество работы авиаперевозчиков, создаст экономические условия развития как магистральным и региональным компаниям, так и другим, работающим в своих рыночных нишах, и отрасли в целом".

к содержанию номера Версия для печати

Зима-2017

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

29.12.2017   Эксперт объяснил, почему Порошенко заговорил о закупках газа в России
29.12.2017   В мире обнаружили в 2017 году рекордный минимум нефти
29.12.2017   В 2018 году Россия сохранит свое преимущество на европейском рынке газа
29.12.2017   Подорожавшая вчера нефть продолжает прибавлять в цене
29.12.2017   Редакция журнала "Топливный рынок" на каникулах до 25.01.2018 года
29.12.2017   Поздравляю Вас с Новым Годом и Рождеством!
28.12.2017   "Газпром" и Молдова обсудили ход сотрудничества в энергетической сфере
28.12.2017   Венесуэла направляет на обеспечение собственной криптовалюты 5 млрд баррелей нефти
28.12.2017   Bloomberg назвал пять важнейших для нефтяного рынка факторов на 2018 год
28.12.2017   "Мессояханефтегаз" получил синдицированный кредит на разработку самого северного континентального нефтегазового месторождения
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Новости 24

НОВОСТИ ОТ РБК

РосБизнесКонсалтинг
Курсы валют:
Погода в:  
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru