Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Апрель 2014 г.

к содержанию номера Версия для печати

Опыт и перспективы развития сетей автозаправочных комплексов

Отчёт о работе круглого стола выставки "АВТОКОМПЛЕКС-2013"

Прошедшие два десятилетия существования выставки "АВТОКОМПЛЕКС" были периодом становления рыночных отношений в автозаправочном бизнесе. Сегодня уже никого не удивляет, что АЗС России и других стран СНГ находятся на уровне европейских стандартов.

 

Вступительное слово

 

Михаил Цуладзе

Генеральный директор ООО "АЗС-ЭКСПО"

 

Прошедшие два десятилетия существования выставки "АВТОКОМПЛЕКС" были периодом становления рыночных отношений в автозаправочном бизнесе. Сегодня уже никого не удивляет, что АЗС России и других стран СНГ находятся на уровне европейских стандартов. Со всей ответственностью можно сказать, что выставка "АВТОКОМПЛЕКС" внесла достойный вклад в информационное обеспечение строительства новых и модернизацию старых автозаправочных комплексов.

Выставка стала органической составной частью развития системы нефтепродуктообеспечения,  и эта традиция продолжается. "АВТОКОМПЛЕКС-2014" состоится 29 - 31 октября будущего года.

Повестка дня круглого стола актуальна и многогранна. Здесь пересекаются федеральные, муниципальные, отраслевые, корпоративные проблемы и интересы.

Перспективы развития городской инфраструктуры в части использования альтернативных экологически чистых видов моторного топлива и источников энергии на автомобильном транспорте

 

Всеволод Плешивцев

Первый заместитель руководителя Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы 

Сегодня на топливном рынке Москвы розничную реализацию нефтепродуктов ведут 105 хозяйствующих субъектов. Они эксплуатируют 747 коммерческих АЗС. Отсутствие очередей на АЗС, даже в часы пик, указывает на то, что построено достаточное количество станций и проблема доступности заправки бензином и дизельным топливом для автотранспорта города, в целом, решена.

Характерная особенность Московского розничного рынка -- постоянное присутствие большинства крупных российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее -- ВИНК), а также известных западных нефтяных компаний.

Однако необходимо учитывать и присоединённые к Москве территории. Здесь основное внимание следует уделить строительству многотопливных автозаправочных комплексов, на которых автовладельцы смогут заправить свои автомобили всеми видами жидкого и газообразного топлива, а в перспективе воспользоваться зарядными устройствами для подзарядки электромобилей.

Учитывая тенденции развития крупных мировых мегаполисов, одним из приоритетных критериев реализации городской политики является повышение экологических качеств бензина и дизельного топлива. Помимо этого, Правительство Москвы реализует программы, направленные на стимулирование использования более "чистых" видов

топлива и источников энергии на автомобильном транспорте, проводит мероприятия по расширению использования газа в качестве моторного топлива и созданию инфраструктуры для зарядки электромобилей.

В настоящее время в Москве главной проблемой, препятствующей активному развитию использования  газа в качестве газомоторного топлива, является отсутствие развитой газозаправочной инфраструктуры. Город обслуживают всего несколько автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, оборудование которых устарело физически и морально.

Правительством Москвы совместно с ВИНК уже создана рабочая группа по обеспечению города пассажирским транспортом на природном газе. К 2020 году планируется перевести до 50% от общего количества городского парка. Проведённый городскими структурами расчёт использования компримированного природного газа на автобусах показывает, что размер сэкономленных средств может составить более 2 млн рублей на единицу транспорта.

В целях повышения экономической эффективности и надёжности энергетического обеспечения транспортного комплекса, а также снижения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду и развития инфраструктуры электротранспорта Департамент топливно–энергетического хозяйства Москвы предварительно проработал возможность технологического присоединения к электрическим сетям 101 зарядного устройства для подзарядки электромобилей, планируемых к размещению в границах парковочного пространства столицы.

Активная работа по указанным направлениям продолжается и в настоящее время.

Создание инфраструктуры источников энергии для подзарядки электромобилей 

Денис Цыпулев

Заместитель директора по ИТ, стратегии и бизнес-процессам ОАО "МОЭСК" 

Безусловное преимущество электротранспорта -- в его экологической чистоте. Электромобиль в среднем на 50% чище и на 80% энергоэффективнее своих аналогов с двигателями внутреннего сгорания.

Сегодня зарядных станций в московском регионе насчитывается более 50 единиц. 28 из них принадлежат ОАО "МОЭСК" (25 -- медленной зарядки и 3 -- быстрой зарядки). Остальные станции принадлежат частным инвесторам. 

Сегмент рынка экологически чистого автомобильного транспорта в Москве активно развивается. Речь идёт не только о легковом транспорте, но и о легковом коммерческом электротранспорте и об электробусах.

Помимо создания сети и системы управления зарядными станциями, существенны и другие результаты реализации пилотного проекта, в частности тестовая эксплуатация восьми  электромобилей, анализ перспектив развития инфраструктуры для электротранспорта на территории Москвы и области; разработка проектов законодательных документов, стандартов и требований к техническим регламентам, а также  типовых проектных решений по присоединению зарядных станций к электросетям многоквартирных домов.

Электрозарядные установки легко встраиваются в инфраструктуру города, хорошо совместимы с бензиновыми и газовыми АЗС. Размещение зарядных станций возможно на парковках муниципальных и частных, в торговых центрах и жилых массивах. Они не требуют много места, дёшевы в установке и эксплуатации и, следовательно, быстро окупаются.

Резерв Московской энергосистемы в ночное время составляет более 4 ГВт, что позволяет одновременно заряжать не менее 1,2 млн. электромобилей.

Проблемы вхождения в розничный рынок нефтепродуктов 

Григорий Сергиенко

Исполнительный директор Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации 

16 ноября текущего года исполнится 20 лет со дня принятия Правительством Москвы программы развития сети АЗС столицы в новых рыночных условиях.

В конце 80-х - начале 90-х годов в Россию хлынул поток подержанных иномарок. Это привело к коллапсу на топливном рынке. В Москве к этому времени было 220 устаревших АЗС, которые не смогли обеспечивать топливом взрывообразно растущий автопарк. Началась торговля бензином канистрами, потом бензовозами и т. д.  Правительством города было принято решение передать большую часть существующих АЗС в аренду частному бизнесу с условием их реконструкции. Кроме того, было выделено 300 земельных участков под строительство новых автозаправочных станций. Для оперативного управления процессом реализации программы была создана Рабочая группа под руководством заместителя премьера Правительства Москвы Б. Никольского. В то же время была создана Московская топливная  ассоциация (МТА), которая принимала активное участие в выработке решений Рабочей группы. Следует отметить особую роль, которую сыграл приход на московский рынок компании ВР с её аналитическим подходом, огромным опытом анализа транспортных потоков и многим другим, что для нас  было в диковину. Даже сейчас несложно заметить, что все станции ВР расположены на наиболее оптимальных местах.

В течение трех лет количество АЗС в Москве было доведено до 600. Настало время принятия решения о дальнейшей стратегии развития сети АЗС. В то время в Европе под воздействием рыночных факторов наметилась тенденция естественного сокращения количества АЗС. Экономически было подтверждено, что их стало слишком много, а рекультивация почвы и другие проблемы при закрытии станций стали предметами нашего пристального внимания. С учётом названных тенденций и достигнутой определённой стабильности на топливном рынке МТА вышла в Правительство города с предложением об ограничении дальнейшего развития сети АЗС, и в 2005 году развитие сети АЗС в столице практически остановилось.

Достаточно ли тех 800 АЗС, которые работают сейчас в Москве? Говоря о будущем, следует учесть два определяющих аспекта развития сетей АЗС. Первый -- это доступ к ресурсам топлива. МТА считает, что здесь должны быть созданы по-настоящему рыночные условия. На бирже должно продаваться столько нефтепродуктов, сколько требуется рынку. Только тогда независимые трейдеры смогут удовлетворить свои потребности. Второй аспект -- это оптимальный, обоснованный и ответственный подход к выработке нормативных требований со стороны регуляторов дорожного сервиса в части, касающейся заправочных комплексов. Мы вносим предложения по решению возникающих проблем, но желательно проявлять осторожность и учитывать существующее положение вещей.

Антимонопольное регулирование и контроль на рынках нефти и нефтепродуктов

 Сергей Галайда

Начальник отдела нефтяной и нефтехимической промышленности Федеральной антимонопольной службы РФ 

ФАС России совместно с территориальными органами с 2007 года ведёт постоянный мониторинг цен на нефтепродукты ВИНК и независимых участников рынка в регионах России; движения моторного топлива, в том числе по отпуску нефтепродуктов независимым хозяйствующим субъектам; средневзвешенных величин оптовых надбавок нефтяных компаний, а также биржевых, внебиржевых цен и индикаторов внешнего рынка, приведённых к условиям сопоставимости с внутренним рынком России. Таким образом, в рамках действующего антимонопольного законодательства и полномочий ФАС России осуществляет мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов, что позволяет объективно оценивать происходящие процессы и при выявлении нарушений антимонопольного законодательства принимать меры антимонопольного реагирования.

В период с 2008 по 2012 год было рассмотрено более 450 дел на региональных рынках нефтепродуктов. Рассмотрены также три "волны" дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов в отношении крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких, как ОАО "НК "Роснефть", ОАО "Газпром нефть", ОАО "Лукойл", ОАО "ТНК-ВР Холдинг" и ОАО "АНК "Башнефть". Компании-нарушители, в том числе по результатам многочисленных судебных разбирательств, закончившихся в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет Российской Федерации штрафов по фактам нарушения антимонопольного законодательства на федеральном оптовом рынке нефтепродуктов составила более 20 млрд. рублей.

С учётом практики применения антимонопольного законодательства начала формироваться нормативно-правовая база, направленная на развитие биржевой торговли; предусмотрен ряд подзаконных актов, которые регламентируют особенности реализации на бирже нефтепродуктов и  формируют рыночные цены на биржевых торгах. Принятые меры позволили сформировать коммерческую инфраструктуру рынка нефти и нефтепродуктов. В результате развитие получили биржевая торговля и регистрация на бирже фактических внебиржевых сделок.

ФАС России разработала законопроект "О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации". В законопроекте предлагается использовать три базовых индекса рыночных цен, а именно: биржевые котировки на нефть и основные нефтепродукты, внебиржевые цены на нефть и основные нефтепродукты, сопоставимые цены зарубежных рынков. Ценовой арбитраж между перечисленными тремя индексами позволит ориентировать цены на нефтепродукты на рыночный уровень и не допускать их необоснованного роста. Законопроекты направлены на формирование эффективного и стабильного механизма ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, взаимоувязанного с мерами по развитию конкуренции. 

Развитие придорожного сервиса в России.  Принципы государственно-частного партнёрства (ГЧП-проекты). Многофункциональные зоны дорожного сервиса (МФЗ)

 Галина Шихова

Начальник Управления недвижимого имущества Государственной компании "Российские автомобильные дороги"

Евгений Лунев

Начальник отдела дорожного сервиса Управления недвижимого имущества

 В мае 2010 года на дорогах, переданных в доверительное управление Государственной компании "Автодор", совместно с представителями общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "ОПОРА России" был проведён мониторинг состояния придорожных сервисных объектов на крупных автомобильных магистралях. Выяснилась острота проблемы. С того момента и началась последовательная системная работа по созданию многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ) на трассах М-4 "Дон" и М-1 "Беларусь", а с октября 2011 года -- на М-3 "Украина".

Предназначение федеральной дороги состоит в том, чтобы по ней можно было максимально быстро доехать из одной пункта в другой. Из этого исходили специалисты "Автодора" разрабатывая программу развития многофункциональных зон дорожного сервиса. В эти зоны должны быть включены: АЗС, станция техобслуживания легкового и грузового транспорта с мойкой и шиномонтажом, стоянки для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, места отдыха водителей и пассажиров, магазин, кафе-ресторан, гостиница или мотель и павильон для розничной торговли.

В госкомпании "Автодор" при создании МФЗ учли европейский опыт придорожной инфраструктуры по качеству услуг и критериям безопасности, но адаптировали его к российским реалиям и законодательству. Была утверждена схема МФЗ. Специалисты компании вместе с представителями "ОПОРЫ России", учитывая мнение перевозчиков, определили количественную потребность в таких сервисных зонах на дорогах "Автодора" Решили, что на трассе М-4 "Дон" МФЗ будут располагаться через 70---90 км, на М-1 "Беларусь" -- через 60---70 км и на М-3 "Украина" -- через 50---70 км. Эти интервалы  признаны специалистами госкомпании оптимальными, потому что на дорогах продолжится развитие также существующего в настоящее время сервиса. Разумеется, если такой сервис легитимен и предприниматель своевременно оформил все разрешительные документы на его строительство и эксплуатацию.

С объектами, имеющими все необходимые согласования и соответствующими нормативным требованиям, заключаются договора субаренды земельных участков полосы отвода. К объектам, построенным вдоль дороги без согласия её владельца или грубо нарушающим технические условия, ограничивается доступ.

Второй принципиальный критерий -- съезды с автомагистрали, полосы разгона и торможения выполнены в соответствии с требованиями безопасности. Только в таком варианте владельцу сервиса предоставляется возможность развивать свой бизнес.

Госкомпания проводит открытые аукционы на создание МФЗ. По их итогам с каждым инвестором заключается договор, в соответствии с которым он проектирует и строит МФЗ. В основном в роли инвесторов выступают крупные нефтяные компании.

Объём инвестиций в создание одной МФЗ оценивается примерно в 200 млн. рублей. Заинтересованность местных и региональных властей в создании МФЗ можно понять: каждая из них в перспективе предоставит жителям близлежащих посёлков около ста рабочих мест. Налоговые отчисления со всех этих услуг пойдут в бюджет муниципальных образований.

Вопрос создания МФЗ затрагивает интересы бизнеса, поэтому представители "ОПОРЫ России" входят в Экспертный совет "Автодора" по вопросам развития дорожного сервиса. В рамках соглашения о сотрудничестве между госкомпанией и "ОПОРОЙ России" достигнута договорённость о создании общественных приёмных, которые расположены в офисах филиалов компании в Голицыно и Воронеже, а также в территориальных управлениях в Ростове, Краснодаре и Калуге. Там предприниматели смогут получить консультации по взаимодействию с органами власти, развитию объектов придорожного сервиса, узнать о возможностях и условиях вовлечения малого бизнеса в эту работу. Именно в рамках создания МФЗ для развития малого бизнеса открываются большие возможности, ведь сопутствующий бизнес (кафе, мотель, стоянка) не является профильным для нефтяных компаний, и многие из них предоставляют места для его развития субъектам малого и среднего предпринимательства. Объектами такого формата будут обустраиваться все дороги государственной компании.

Дилерское управление автозаправочными станциями.  Мировая и российская практика.

 

Елена Бошнякова

Начальник отдела организации продаж нефтепродуктов в России ОАО "ЛУКОЙЛ"

 Еще в недавнем прошлом АЗС занимались исключительно реализацией нефтепродуктов. В настоящее время заправочные станции предлагают своим клиентам не только автомобильное топливо, но дополнительные, не топливные товары и услуги.

Основными факторами, повлиявшими на трансформацию формата розничных продаж, являются: акцент на норму-прибыль и маржу; стремление с максимальной выгодой использовать недвижимое имущество и, тем самым, увеличивать доходы станции; предпочтения клиентов получить максимальное количество услуг за минимальный промежуток времени.

Мировая практика свидетельствует, что доля не топливных товаров в обороте нефтяных компаний может доходить до 50%, при этом формируя до 80% общей прибыли.

На современном этапе развития нефтяных компаний прослеживаются тенденции изменения модели ведения их бизнеса. Как известно, в России преобладают нефтяные компании, которые владеют крупными розничными сетями через которые реализуют собственные нефтепродукты. Сети с такой формой управления присутствуют во всех сегментах рынка розничных продаж автомобильного топлива: в крупных городах и в небольших поселениях, на федеральных трассах и на региональных дорогах.  Современная стратегия управления АЗС, основанная на мировом опыте, предполагает, что объекты розничной продажи в крупных городах и на федеральных трассах остаются в управлении компаний, а все остальные АЗС передаются в дилерское управление.  Подтверждением этого тренда является доля франчайзинга: в США – 40%, в Великобритании – 32%, в Австралии - 25%, в Бразилии - 24%, в то время как в России - всего около 1%.

Да, передача активов в дилерское управление повышает риски нефтяных компаний, в частности: операционные риски и риски потери лояльности потребителей.

Тем не менее, такая схема работы более привлекательна как для нефтяной компании, так и для дилера.

В рамках договорных отношений нефтяная компания владеет всеми активами АЗС и топливными товарами, а дилер владеет всеми другими, не топливными товарами. На АЗС работают сотрудники дилера в строгом соответствии с предписаниями и рекомендациями нефтяной компании. Топливная маржа распределяется между партнерами, а маржа от реализации не топливных товаров и прочих услуг АЗС полностью принадлежит дилеру. Эксплуатационные расходы четко распределяется между партнерами.

Основными мотивациями дилера являются: возможность реализации семейного подряда с наименьшими рисками под брендом крупной компании; возможность, в условиях малого риска, получать дополнительный доход за счет увеличения продаж топлива; возможность оптимизации расходов по договорам оказания услуг; возможность повышать эффективность эксплуатации магазина при АЗС; низкий порог вхождения в бизнес за счет минимизации начального капитала и инвестиций.

Основными положениям организации системы дилерского управления АЗС в компании ЛУКОЙЛ являются: требование необходимых знаний и навыков у дилера к ведению розничного бизнеса; обязательное сохранение всей полноты услуг на передаваемом объекте; исполнение всех стандартов и норм компании при эксплуатации АЗС дилером; полный контроль исполнения всех договорных обязательств.

В настоящее время проект ОАО "ЛУКОЙЛ" по передаче своих АЗС в дилерское управление работает в пилотном режиме. По итогам текущего года планируется передать дилерам до 150 АЗС во всех российских регионах деятельности компании.

В настоящее время проведенная работа дает неплохие результаты, что позволяет в дальнейшем развивать этот формат управления розничным бизнесом нефтепродуктов более масштабно.

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

20.06.2018   Итоги СПГ Конгресса Россия 2018
16.06.2018   Выставка "Нефть и газ" / MIOGE 2018: 500 участников, 20 000 кв. метров площади, 55 деловых мероприятий
15.06.2018   "Газпромнефть-Оренбург" создает новый кластер нефтедобычи
15.06.2018   Медведев и Сечин обсудили функционирование топливного рынка
15.06.2018   Московский НПЗ "Газпром нефти" завершил монтаж крупногабаритного оборудования современной установки переработки нефти "Евро+"
15.06.2018   Крупнейшие нефтегазовые компании мира в рейтинге Forbes Global 2000
15.06.2018   Нефтяные цены стабильны сегодня
14.06.2018   ЛУКОЙЛ открыл инновационный центр отгрузки нефтепродуктов в Волгограде
14.06.2018   Минфин предложил льготы попавшим под санкции нефтегазовым компаниям
14.06.2018   PDVSA может впервые начать переработку зарубежной нефти на НПЗ в Венесуэле
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

18.06-21.06    г. Москва
15-я Международная выставка "НЕФТЬ И ГАЗ" / MIOGE 2018
выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru