Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Октябрь 2014

к содержанию номера Версия для печати

реклама

Собственные АЗС "Башнефти" работают уже в 16 регионах

В сентябре имя Башнефти стало топовым в сообщениях информагентств, на страницах газет и телевизионных каналов. Хотя компания несколько лет рапортует о своих производственных и финансовых успехах, нынешняя ее популярность, к сожалению, имеет скандальный подтекст в связи с обострившимся интересом правоохранительных органов к давним нарушениям в процессе приватизации предприятий БашТЭКа. Гадать, чем завершится разбирательство - национализацией или продажей компании, довольно бессмысленно. Итог нынешнего скандала также непредсказуем, как непрозрачны истинные причины его возникновения. При этом все эксперты сходятся во мнении - очень не хочется, чтобы прервался поступательный рост, красивая инвестиционная история самой молодой российской ВИНК.

 

Комментируя ситуацию вокруг компании в интервью телеканалу Россия-24 в начале октября, президент Башнефти Александр Корсик подчеркнул, что компания  продолжает работать в соответствии с бизнес-планом, и перечислил некоторые достижения текущего года. Рост добычи нефти за 9 месяцев на 10%, масштабный выход в Западную Сибирь с покупкой Бурнефтегаза, подписание СРП по проекту в Мьянме. В нефтепереработке ввод двух новых технологических установок - гидроочистки бензина каталитического крекинга и производства водорода, благодаря чему Башнефть теперь может выпускать 100% бензина и дизтоплива по стандарту Евро-5. И активная экспансия на розничном рынке: компания купила две сети АЗС и получила одобрение Совета директоров на еще одну сделку.
Если по темпам роста добычи Башнефть уже несколько лет лидирует среди крупных ВИНК, а уфимские НПЗ имеют лучший в России показатель Индекса Нельсона, характеризующий технологическую оснащенность производства, то положением на сбытовом рынке компания до сих пор не могла похвастаться. Однако ситуация, похоже, начала меняться.

С акцентом на эффективность

Согласно отчетности по МСФО, на конец июня 2014 года у "Башнефти" было 487 АЗС. Для компании, которая в 2013 году  произвела только высококачественного бензина Евро-5 более 4 млн тонн, это немного. Конечно, эта цифра более чем на 50% превышает стартовый уровень - чуть более 300 АЗС в Башкирии к началу 2011 года. Но она очень далека от целевого показателя в 1200 АЗС, озвученного в конце 2011 года в первой пятилетней стратегии "Башнефти".
Первые приобретения компании трудно назвать случайными - около 100 АЗС "Оренбургнефтепродукта" были приобретены у "РуссНефти", которая тогда на 49% принадлежала АФК "Система" и очень нуждалась в средствах для погашения долгов. Еще более 40 АЗС в Удмуртии "Башнефть" получила вместе с контролем над нефтетрейдинговым бизнесом группы "АСПЭК", одним из владельцев которой был первый президент новой ВИНК Виктор Хорошавцев.
После этого процесс расширения собственной розничной сети застопорился. Как резонно отмечал Александр Корсик, у компании нет задачи увеличить число АЗС любой ценой, инвестиции должны быть окупаемыми в разумные сроки. Сбытовые цели, в одобренной Советом директоров в конце 2012 года десятилетней стратегии "Башнефти", видоизменились - продавать к 2018 году 80% производимых автобензинов конечным потребителям в розницу и мелким оптом.
На рынке множество предложений по продаже АЗС, однако покупать есть смысл, как отмечали в компании, те станции, которые не требуют больших инвестиций и уже демонстрируют хорошие показатели пролива, либо обладают потенциалом роста после реконструкции. Кроме того, очень важен фактор удобной логистики доставки нефтепродуктов из Уфы, где находятся заводы "Башнефти".
Исходя из этой логики компания тщательно отбирала кандидатов на покупку - в 2012 году были приобретены 25 станций ООО ГП "СКОН" в Свердловской области, расположенных преимущественно в богатом Екатеринбурге. В 2013 году  к ним добавились 12 станций ООО "Уралойл" в Кургане и 10 АЗС ООО "Альтернатива" в Оренбурге. Плюс 47 АЗС за два года после 150 в 2011 - результат, пускай и качественный, но прямо скажем скромный.
Однако в эти годы "Башнефть" резко активизировала работу на мелкооптовом рынке и с компаниями-партнерами в рознице. Дочернее ООО "Башнефть-Регион", преобразованное в конце прошлого года в филиал "Башнефть-Региональные продажи", по информации, размещенной на сайте, имеет 7 межрегиональных отделений и 26 региональных подразделений, действующих более чем в 30 регионах от Архангельска до Краснодара, и от Калининграда до Тюмени.
По договорам франчайзинга к середине 2014 года с Башнефтью работало 7 независимых операторов, эксплуатирующих 279 АЗС в 18 регионах страны. Опираясь на данные розничного сайта "Башнефти" (www.bashneft-azs.ru<http://www.bashneft-azs.ru>), можно выделить крупнейших партнеров компании: ростовский "Омнитрейд" с 45 АЗС в Краснодарском крае и Ростовской области, самарская "Роза мира" с 34 станциями, казанский "Автодорстрой", владеющий 31 АЗС в Татарстане и Самарской области. Более скромные сети есть у партнеров "Башнефти" в Волгоградской,  Белгородской и Воронежской областях.

Партнеры меняют статус
Нынешний год показал изменение стратегии: "Башнефть" стала активно расширять географию собственной розничной сети. Первой ласточкой стала сеть под брендом "РэдОйл" в Магнитогорске - втором по величине городе Челябинской области. Действующая сеть включает всего 5 АЗС, но расположены они очень удобно, к тому же вместе со станциями компания купила 7 земельных участков, где планируется построить новые автоматические АЗС.
А в течение лета была проведена крупная сделка по приобретению сети АЗС "ОПТАН", входившей в тройку крупнейших независимых операторов. В периметр сделки вошли 92 станции и 11 земельных участков в 12 регионах. Наиболее значительные сети у "ОПТАНа" были в Челябинской (21 АЗС), Курганской (15), Ульяновской (10) и Владимирской (8) областях, а также в Мордовии (14) и Чувашии (9).
После сделки первые собственные станции у "Башнефти" появились в Самарской (3) области и Татарстане (4), пополнились ее сети в Свердловской области и Башкирии.
Как заявили в компании, эти регионы входят в перечень приоритетных в силу географической близости к уфимским НПЗ и возможности оптимизации затрат на поставки нефтепродуктов. С этим трудно спорить, поскольку  сеть "ОПТАН" до сделки несколько лет была крупнейшим франчайзи "Башнефти", и даже кое-где успела начать ребрендинг АЗС в соответствии с брендом "старшего партнера".
Теперь "Башнефть" сможет развернуть свой бренд в полной мере, как в плане внешнего облика, так и в стандартах обслуживания.  В этом смысле активы "ОПТАНа" являются привлекательным обьектом для инвестиций: главным преимуществом сети считается удачное месторасположение станций - в областных центрах, а также на трассах федерального значения М5 "Урал", М7 "Волга", М51 "Байкал". В "Башнефти" отметили, что для достижения максимального экономического эффекта от эксплуатации АЗС ОПТАН, многие станции будут не просто модернизированы, а подвергнуты глубокой реконструкции, т.е., фактически, отстроены заново.
Вероятно, та же судьба ждет сеть АЗС ООО "Актан" в Самарской области, сделку по приобретению которой Совет директоров "Башнефти" одобрил в сентябре. Самарская область, граничащая с Башкирией, также входит в число приоритетных регионов. Компанию не смущает тот факт, что в Самарской области ей придется выступать в роли варяга, поскольку фаворитом рынка здесь выступает "Роснефть", которой в регионе принадлежат три НПЗ. Впрочем, "Башнефть", вероятно, не зря долго присматривалась к Самарской области, действуя через схему с франчайзи в лице компании "Роза мира". Кстати, по данным СМИ, часть АЗС этой сети являются предметом сделки с "Башнефтью".
По состоянию на середину октября эта сделка еще не состоялась. На данный момент в активе "Башнефти" 580 собственных АЗС плюс 220 партнерских - всего около 800 станций в 16 регионах. Это уже серьезная заявка для ВИНК федерального масштаба. Правда только в том случае, если красивый полет "Башнефти" не будет прерван на взлете.


к содержанию номера Версия для печати

Июнь-2019

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

05.07.2019   Нефтяные цены изменяются разнонаправленно
05.07.2019   Ученые нашли неожиданно простой способ затормозить глобальное потепление
05.07.2019   СМИ: задержанный в Гибралтаре иранский танкер принадлежит российской компании
05.07.2019   "Татнефть" купит у финской Neste весь топливно-розничный бизнес в РФ
04.07.2019   Путин: падение цен на нефть и внешние ограничения сдерживают планы России по развитию
04.07.2019   ФСБ обезвредила банду, похищавшую топливо из нефтепроводов в Нижегородской области
04.07.2019   Кабмин освободит трейдеров от уплаты экспортных пошлин на нефть с месторождений с НДД
04.07.2019   Силуанов предложил компенсировать удорожание авиатоплива из нефтегазовых доходов
04.07.2019   Нефтяные цены снижаются после роста накануне
04.07.2019   29 ноября 2019 года в Москве в отеле "Балчуг Кемпински" состоится III Международная Конференция "Рынок нефтепродуктов России и СНГ-2019"
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2019
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru