Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / ВЕСНА-2017

к содержанию номера Версия для печати

ГАЗПРОМ ВЫХОДИТ НА РЫНОК СПГ

Как известно, СПГ, как вид моторного топлива, имеет преимущества по сравнению с традиционными (нефтяными). По оценкам "Газпрома" СПГ может выигрывать даже у компримированного природного газа (КПГ). Китай уже лидирует в использовании СПГ на транспорте. Россия пока рассматривает возможности. "Газпром" выделил 5 сегментов развития рынка потребления СПГ: магистральный, железнодорожный и водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника.

 

СПГ безусловно имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными нефтяными видами топлива. Особую ценность имеет его экологичность. Не менее важна и экономическая составляющая. Она имеет потенциал к снижению затрат потребителей за счет более низкой цены при розничной реализации.
По оценкам "Газпром газомоторное топливо" СПГ может выигрывать даже по сравнению с компримированным природным газом (КПГ). В частности, за счет увеличения возможности пробега транспортных средств более чем в 3 раза без дозаправки. Это делает СПГ привлекательным видом моторного топлива в отдельных сегментах транспорта. Поэтому он уже широко применяется в мире на грузовом, магистральном и автомобильном транспорте, а также для бункеровки судов.

Опыт
На данном этапе Китай лидирует в использовании СПГ на транспорте: счет его криоАЗС идет на тысячи. Количество малотоннажных заводов СПГ, за 3 последних года, увеличилось почти в 2 раза. Кроме того, наблюдается синергетический эффект от одновременного внедрения СПГ для потребления в качестве моторного топлива, а также для целей автономной газификации в отдаленных районах. Существенное влияние, на столь успешное развитие отрасли, по мнению главного инженера-зам.генерального директора "Газпром Газомоторное топливо" Вячеслава Хахалкина, оказывают политическая воля властей Китая, поддержка операторов рынка СПГ, адаптивность заводов по производству автомобильного транспорта для выпуска техники, которая может работать на сжиженном природном газе, а также привлечение частного бизнеса для создания объектов реализации СПГ.

Потенциал
В России действует 7 объектов малотоннажного производства СПГ. Все они принадлежат "Газпрому". Их общий производственный потенциал составляет примерно 100 тыс. тонн в год, но этого недостаточно для перспективного развития газомоторного рынка. "Отсутствие единой стратегии и координации усилий со стороны компаний-операторов, слабая развитость инфраструктуры, недостаточность нормативно-правовой и технической базы, отсутствие серийного производства транспортных средств, высокая стоимость импортного технологического оборудования и малое импортозамещение отечественными аналогами – это факторы, которые препятствуют внедрению СПГ в качестве моторного топлива, но "Газпром" пытается устранить названные выше проблемы", - говорит г-н Хахалкин.
По его словам "Газпром газомоторное топливо" сегодня стал единым центром ответственности и оператором "Газпрома" по использованию СПГ в качестве моторного топлива. В качестве приоритетов компания выделила 5 сегментов потребления: магистральный, железнодорожный и водный транспорт, карьерная и сельскохозяйственная техника. По оценкам "Газпром газомоторное топливо", суммарный потенциальный спрос на СПГ к 2030 году составит порядка 5,2 миллионов тонн в год. При этом, наибольшая доля придется на магистральный автотранспорт – примерно 1,7 миллионов тонн СПГ в год. "Наш целевой ориентир развития – замещение сжиженным природным газом к 2030 году до 15% рынка дизельного топлива, а так же части рынка мазута", - сказал г-н Хахалкин.

Приориты
"Газпром" уже разработал программный документ, определяющий методику создания производственных объектов в стране. Ввод производственных мощностей запланирован исходя из рыночного потенциала каждого российского региона. По словам г-на Хахалкина, ориентир взят на малотоннажное производство СПГ. Это комплексы по сжижению природного газа расположенные на газораспределительных станциях, автономные комплексы по сжижению природного газа по циклу полного сжижения, а также малотоннажные комплексы по производству СПГ, которые будут размещаться на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях.
Сбытовая стратегия "Газпром газомоторное топливо" предусматривает 3 основных направления: криоАЗС, производственно-сбытовые модули сети АГНКС "Газпрома" и внедрение мобильных криозаправщиков. Ввод сбытовой инфраструктуры синхронизирован с ростом спроса и создаваемой инфраструктуры по производству. К 2032 году компания планирует создать сеть из 280 объектов.

Сбыт
По оценкам "Газпром газомоторное топливо" на магистральном автотранспорте спрос на СПГ будет формироваться, в первую очередь, в рамках развития "Голубых коридоров". Это трансконтинентальные и федеральные маршруты движения транспорта, проходящие через территорию России и обеспечивающие грузопоток между европейскими и азиатскими странами. Уже прорабатывается пилотный проект создания сбытовой инфраструктуры по международному транспортному коридору Западный Китай – Западная Европа. "Для покрытия потребности в заправках на этом маршруте планируем построить 33 объекта. А с КАМАЗом сотрудничаем по переводу на СПГ собственного парка техники, которая работает на маршруте Набережные Челны – Магнитогорск", - пояснил г-н Хахалкин.
В перспективе запланирован перевод на СПГ карьерных самосвалов. Эта техника локализована в местах добычи полезных ископаемых. Основной объем потребления топлива карьерными самосвалами предполагается в пяти регионах России: Кемеровской, Курской, Белгородской, Мурманской и Свердловской областях. Главным барьером для внедрения в СПГ-сегменте самосвальной техники пока является отсутствие серийных двигателей моделей карьерных самосвалов грузоподъёмностью 90 и 130 тонн.
Еще одним перспективным сегментом в "Газпроме" рассматривают ж/д-транспорт. "Российские Железные Дороги" уже эксплуатируют на Свердловской железной дороге магистральный газотрубовоз и маневровый газотепловозочный СПГ. Подписано  техническое четырёхстороннее соглашение между "Газпромом", "Синарой", "Трансмашхолдингом" и РЖД о производстве серии магистральных газотрубовозов на СПГ и создании соответствующей инфраструктуры. Пилотным регионом по использованию газотурбовозов будет участок Свердловской железной дороги Сургут-Тобольск-Войновка.
В сегменте сельскохозяйственной техники основными потенциальными потребителями будет тракторная техника. Уже рассматриваются несколько пилотных проектов совместно с агропромышленными предприятиями Татарстана.
Основное потребление СПГ водным транспортом планируется в портах Балтийского моря. В данном сегменте предусматривается также перевод на использование СПГ речных судов. По словам г-на Хахалкина уже начата работа по строительству пассажирского теплохода на СПГ и его использованию в акватории Волги.
"На первом этапе мы планируем реализовывать пилотные проекты по созданию и производству сбытовой инфраструктуры. Для этого нам понадобится помощь государства в создании нормативно-правовой и нормативно-технической базы. В дальнейшем сосредоточимся на тиражировании объектов производственно-сбытовой инфраструктуры в рамках существующих в России географических кластеров", - сказал г-н Хахалкин.

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

14.09.2018   Росимущество отказалось продлевать договоры с нефтяниками на аренду скважин
14.09.2018   "Мессояханефтегаз" открыл в Арктике газонефтяную залежь с извлекаемыми запасами в 26 млн т
14.09.2018   Иран вновь начинает запасать нефть на своем флоте супертанкеров
14.09.2018   Москва не планирует прокладывать магистральные трубопроводы по дну Каспия
14.09.2018   Венесуэльская PDVSA летом временно возобновила поставки своей нефти на Кубу
12.09.2018   Путин предложил заключить мирный договор с Японией до конца года
12.09.2018   РФПИ и японский фонд JBIC инвестируют в создание комплекса по перевалке СПГ на Камчатке
12.09.2018   Доступ к шельфу Арктики могут открыть ради спора Газпрома с Роснефтью
11.09.2018   Минск настаивает на сохранении объемов поставок нефтепродуктов из РФ
11.09.2018   Сбербанк стал владельцем "золотой акции" Антипинского НПЗ
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

19.09-20.09   г.Тюмень, Технопарк
IX Тюменский нефтегазовый форум
форум
19.09-20.09   г.Санкт-Петербург.
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России "SmartOil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии"
форум
20.09   г. Москва
Конференция-семинар "Глобальные и локальные рынки нефти и нефтепродуктов: анализ, ценообразование, торговые потоки"
Конференция-семинар
24.09-29.09   г. Сочи
9-я Международная научно-практическая конференция "Строительство и ремонт скважин – 2018"
конференция
25.09-26.09   г.Москва, г.Сургут
III международный саммит ТЭК
саммит
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru