Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / ВЕСНА-2017

к содержанию номера Версия для печати

Российские НПЗ наращивают производство моторного топлива

Благодаря модернизации российских НПЗ доля дизтоплива в общем объеме российской переработки продолжит расти. Его дефицит ликвидирован, а на мировом рынке уже наблюдается тенденция к его избытку при одновременном росте спроса на автобензин. В России, в текущем году, возможно снижение производства нефтепродуктов ввиду вероятного увеличения экспорта нефти. По расчетам "Аргус-Медиа" к дефициту это не приведет. Все продукты будут производиться в достаточном объеме для покрытия внутренней потребности.

 

Темпы роста розничных цен повторяют среднегодовую динамику соответствующих оптовых и мелкооптовых котировок, или незначительно опережают ее, с учетом роста издержек на обеспечение деятельности АЗС. При этом, так же необходимо отметить, что нефтяные компании в последние 2-3 года в большинстве регионов поддерживают достаточный уровень маржи в собственной рознице, обеспечивая возможность для существования независимых операторов розничного рынка.
По данным "Аргус Медиа", на данном этапе наблюдается снижение объемов нефтепереработки. Из-за налоговых изменений компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее на заводах. Тем не менее, производство моторного топлива увеличивается. Это происходит благодаря модернизации российских НПЗ направленной на увеличение светлых нефтепродуктов и снижение выхода темных.
По сравнению с прошлым годом, объемы производства бензина выросли на 0,78 млн. тонн. Производство дизельного топлива увеличилось на 0,26 млн. тонн. Выпуск дизтоплива Евро 5 (10ppm) составил 80% от общего объема (в прошлом году было всего 69%). В "Томсон Ройтерс" убеждены, что именно это позволило рынку два года обходиться без сезонного дефицита и привело к увеличению экспорта.
Объем производства технологических бензинов российскими НПЗ, по данным "Томсон Ройтерс", в 2016 году составил более 23 млн. тонн. Технологические бензины, в основном, подлежат экспорту, поскольку могут быть быть вовлечены в процесс первичной переработки, в случае ее сокращения.
"Выпуск 15 миллионов тонн компонентов автобензина на российских НПЗ обеспечивают установки каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля. Его объем производства превышает мощности действующих установок по его  переработке, - уточнил менеджер по развитию бизнеса "Томсон Ройтерс" Максим Назаров.
В 2017 году планируется ввод в эксплуатацию установок по производству высокооктановых компонентов автобензина. Эти установки могут дать прибавку 3,6 млн.т. компонентов бензина, что составляет около 9% от его текущего производства. "Серьезный вклад в производство внесет "КИНЕФ". Его мощности по каталитическому риформингу и изомерации составят по 1,2 млн.т. в год соответственно. Компании "ТАНЕКО" и "Газпромнефтехим Салават" также готовят мощности объемом 400 тыс.тонн. в год каждая. Мощность Антипинского НПЗ по изомерации составит 240 тыс.т. в год, а по каталитическому риформингу 300 тыс.т.

Цены
По данным "Аргус-Медиа" цена на нефть в марте 2017 года увеличились на 35% по сравнению с мартом 2016 года. А цена на бензин, из-за роста предложения при стабильном спросе, выросла только на 8%. При этом, розничные цены на АИ-92 увеличились на 9%, цены АИ-95 поднялись на 8%. "Цены на дизтопливо часто определяются ситуацией на мировых рынках. Также на цену топлива влияет изменение акцизных ставок, экспортных пошлин и других налоговых изменений. В свою очередь, планируемые ремонты даже на крупных НПЗ не оказывают серьезного влияния на изменение предложения или рост цен и возникновение дефицита. Поставки обычно удается наладить", - говорит г-н Терентьев из "Аргус-Медиа".
"Розничные цены на автобензин на протяжении 5 лет демонстрируют плавный рост и меньше реагируют на сезонные колебания стоимости топлива на оптовом и мелкооптовом рынках", - говорит г-н Назаров из "Томсон Ройтерс". Темпы роста розничных цен повторяют среднегодовую динамику соответствующих оптовых и мелкооптовых котировок, или незначительно опер ежают ее, с учетом роста издержек на обеспечение деятельности АЗС.
Нефтяные компании в последние 2-3 года в большинстве регионов поддерживают достаточный уровень маржи в собственной рознице, обеспечивая возможность для существования независимых операторов розничного рынка. По утверждениям частных заправщиков, необходимая наценка для рентабельности должна составлять 3-4 рубля.
По данным "Томсон Ройтерс", последние два года оптовые цены на автобензин на большинстве НПЗ РФ уже утратили привычную премию к экспортной альтернативе. В тоже время, увеличение производства автобензина ведет к росту экспорта его излишков, способствуя более тесной корреляции цен на бензин на внутреннем рынке РФ и соответствующей величины экспортной альтернативы

Спрос
Несмотря на снижение продаж автомобилей, потребление бензина снизилось незначительно. По оценкам "Аргус-Медиа", в структуре автомобильного парка на бензиновые двигатели приходится 97% легковых автомобилей и 36% грузовых. Структура потребления бензинов осталась прежней. Продуктами-лидерами остаются АИ-92 и АИ-95 - на их долю приходится 65% и 30% потребления.  
Потребление дизтоплива в 2016 выросло на 12% и составило 32,7 млн. тонн. "Рост спроса связан с введением акцизов на печное топливо и все средние дистилляты. Некоторые производители, в поиске обходных путей, выдают за товарный дизель дистиллят газового конденсата (средний). Его производство выросло до 4.1 млн. т. с 674 тыс. тонн. за аналогичный период 2015 года. Но в целом благодаря акцизам объем потребления суррогатных топлив значительно снизился", - пояснил менеджер по развитию бизнеса "Аргус Медиа" Дмитрий Терентьев.
По итогам 2016 года объемы экспорта составляли около 5000 тыс. тонн. "Стабильный рост экспорта бензина говорит о том, что рынок постепенно становится профицитным", - пояснил г-н Назаров.
Увеличение производства отечественного автобензина способствовало вытеснению импортных поставок. Прирост поставок внутри рынка во многом происходил за счет вытеснения белорусских объемов. В 2016 году белорусский импорт составил всего 0,18 тыс. тонн. Но в дальнейшем поставки на внутренний рынок могут уменьшиться из-за слабеющего спроса. "В 2016 году объемы производства АИ-95 увеличились на 0.55 тыс.т. по сравнению с 2015 годом. Это обусловлено не только ростом спроса, но и тем, что большинство зарубежных компаний ставят АИ-95 в план производства".

Экспорт
Внутренние потребности российского рынка в прошлом году были удовлетворены, поэтому экспорт вырос до 4870,8 тыс.т. Одним из основных направлений экспортных поставок остается терминал "Сибур-Портэнерго" в порту в Усть-Луга (туда поступает бензин Киришского НПЗ). Второе направление - Средняя Азия. Туда поступают продукты Омского и Орского НПЗ. В прошлом году "колесные" поставки бензина в Казахстан сохранились на уровне 2015 г. — 1,09 млн т.".
"Экспорт дизельного топлива в целом стабилен, но заметны сдвиги в структуре отгрузки", - говорит г-н Терентьев. По данным "Аргус Медиа" произошло увеличение отгрузок по трубопрвоводу (на 417 тыс.т.), а экспорт ж/д партий снизился на 1465 тыс.т. Основные направления северных экспортных поставок газойля идут через порт Приморск, а южных – через Новороссийск. Наблюдается снижение зависимости от транзитных поставок через Прибалтику, за счет развития транспортной и портовой инфраструктуры в России. Экспорт дизтоплива в Украину снизился на 67%, составив 200 тыс. тонн на фоне ограничений, установленных российским правительством.


Установки по производству высокооктановых компонентов, планируемые к вводу в эксплуатацию в 2017 году

Установка    Предприятие     Мощность, тыс. т/год
Кат.риформинг     Кинеф     1.200
Изомеризация     Кинеф     1.100
Изомеризация     ТАНЕКО     400
Изомеризация     Газпромнефтехим Салават     400
Изомеризация     Антипинский     240
Кат.риформинг     Антипинский     300



к содержанию номера Версия для печати

Осень-2017

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

13.10.2017   РИТЭК применит термогазовое воздействие на баженовской свите
13.10.2017   Алекперов предсказал сохранение антироссийских санкций еще на 10 лет
13.10.2017   Нефть сегодня дорожает после существенного падения накануне
12.10.2017   Объем добычи нефти в Крыму вырос почти на 4%
12.10.2017   Гвинея предлагает России проект по геологоразведке углеводородов
12.10.2017   Нефтяные цены снижаются после трех сессий роста
12.10.2017   Госдума одобрила поправки об ужесточении ответственности за хищение денег с карт
11.10.2017   BP расширяет флот танкеров-газовозов, ориентируясь на будущее развитие СПГ-рынка
11.10.2017   Россия высоко ценит диалог с Алжиром в нефтегазовой сфере, заявил Медведев
11.10.2017   ЛУКОЙЛ протестирует цену Litasco
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

23.11-23.11   Санкт-Петербург
12-ая Техническая Конференция Нефтебазы и нефтяные терминалы: от современного проектирования до эффективной эксплуатации Oil Terminal 2017
Конференция
все выставки и конференции все выставки и конференции

Новости 24


НОВОСТИ ОТ РБК

РосБизнесКонсалтинг
Курсы валют:
Погода в:  
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2017
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru