Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Информационно-аналитический журнал "Топливный рынок"
Главная / Журнал "Топливный рынок" / ВЕСНА-2017

к содержанию номера Версия для печати

Российские НПЗ наращивают производство моторного топлива

Благодаря модернизации российских НПЗ доля дизтоплива в общем объеме российской переработки продолжит расти. Его дефицит ликвидирован, а на мировом рынке уже наблюдается тенденция к его избытку при одновременном росте спроса на автобензин. В России, в текущем году, возможно снижение производства нефтепродуктов ввиду вероятного увеличения экспорта нефти. По расчетам "Аргус-Медиа" к дефициту это не приведет. Все продукты будут производиться в достаточном объеме для покрытия внутренней потребности.

 

Темпы роста розничных цен повторяют среднегодовую динамику соответствующих оптовых и мелкооптовых котировок, или незначительно опережают ее, с учетом роста издержек на обеспечение деятельности АЗС. При этом, так же необходимо отметить, что нефтяные компании в последние 2-3 года в большинстве регионов поддерживают достаточный уровень маржи в собственной рознице, обеспечивая возможность для существования независимых операторов розничного рынка.
По данным "Аргус Медиа", на данном этапе наблюдается снижение объемов нефтепереработки. Из-за налоговых изменений компаниям выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать ее на заводах. Тем не менее, производство моторного топлива увеличивается. Это происходит благодаря модернизации российских НПЗ направленной на увеличение светлых нефтепродуктов и снижение выхода темных.
По сравнению с прошлым годом, объемы производства бензина выросли на 0,78 млн. тонн. Производство дизельного топлива увеличилось на 0,26 млн. тонн. Выпуск дизтоплива Евро 5 (10ppm) составил 80% от общего объема (в прошлом году было всего 69%). В "Томсон Ройтерс" убеждены, что именно это позволило рынку два года обходиться без сезонного дефицита и привело к увеличению экспорта.
Объем производства технологических бензинов российскими НПЗ, по данным "Томсон Ройтерс", в 2016 году составил более 23 млн. тонн. Технологические бензины, в основном, подлежат экспорту, поскольку могут быть быть вовлечены в процесс первичной переработки, в случае ее сокращения.
"Выпуск 15 миллионов тонн компонентов автобензина на российских НПЗ обеспечивают установки каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля. Его объем производства превышает мощности действующих установок по его  переработке, - уточнил менеджер по развитию бизнеса "Томсон Ройтерс" Максим Назаров.
В 2017 году планируется ввод в эксплуатацию установок по производству высокооктановых компонентов автобензина. Эти установки могут дать прибавку 3,6 млн.т. компонентов бензина, что составляет около 9% от его текущего производства. "Серьезный вклад в производство внесет "КИНЕФ". Его мощности по каталитическому риформингу и изомерации составят по 1,2 млн.т. в год соответственно. Компании "ТАНЕКО" и "Газпромнефтехим Салават" также готовят мощности объемом 400 тыс.тонн. в год каждая. Мощность Антипинского НПЗ по изомерации составит 240 тыс.т. в год, а по каталитическому риформингу 300 тыс.т.

Цены
По данным "Аргус-Медиа" цена на нефть в марте 2017 года увеличились на 35% по сравнению с мартом 2016 года. А цена на бензин, из-за роста предложения при стабильном спросе, выросла только на 8%. При этом, розничные цены на АИ-92 увеличились на 9%, цены АИ-95 поднялись на 8%. "Цены на дизтопливо часто определяются ситуацией на мировых рынках. Также на цену топлива влияет изменение акцизных ставок, экспортных пошлин и других налоговых изменений. В свою очередь, планируемые ремонты даже на крупных НПЗ не оказывают серьезного влияния на изменение предложения или рост цен и возникновение дефицита. Поставки обычно удается наладить", - говорит г-н Терентьев из "Аргус-Медиа".
"Розничные цены на автобензин на протяжении 5 лет демонстрируют плавный рост и меньше реагируют на сезонные колебания стоимости топлива на оптовом и мелкооптовом рынках", - говорит г-н Назаров из "Томсон Ройтерс". Темпы роста розничных цен повторяют среднегодовую динамику соответствующих оптовых и мелкооптовых котировок, или незначительно опер ежают ее, с учетом роста издержек на обеспечение деятельности АЗС.
Нефтяные компании в последние 2-3 года в большинстве регионов поддерживают достаточный уровень маржи в собственной рознице, обеспечивая возможность для существования независимых операторов розничного рынка. По утверждениям частных заправщиков, необходимая наценка для рентабельности должна составлять 3-4 рубля.
По данным "Томсон Ройтерс", последние два года оптовые цены на автобензин на большинстве НПЗ РФ уже утратили привычную премию к экспортной альтернативе. В тоже время, увеличение производства автобензина ведет к росту экспорта его излишков, способствуя более тесной корреляции цен на бензин на внутреннем рынке РФ и соответствующей величины экспортной альтернативы

Спрос
Несмотря на снижение продаж автомобилей, потребление бензина снизилось незначительно. По оценкам "Аргус-Медиа", в структуре автомобильного парка на бензиновые двигатели приходится 97% легковых автомобилей и 36% грузовых. Структура потребления бензинов осталась прежней. Продуктами-лидерами остаются АИ-92 и АИ-95 - на их долю приходится 65% и 30% потребления.  
Потребление дизтоплива в 2016 выросло на 12% и составило 32,7 млн. тонн. "Рост спроса связан с введением акцизов на печное топливо и все средние дистилляты. Некоторые производители, в поиске обходных путей, выдают за товарный дизель дистиллят газового конденсата (средний). Его производство выросло до 4.1 млн. т. с 674 тыс. тонн. за аналогичный период 2015 года. Но в целом благодаря акцизам объем потребления суррогатных топлив значительно снизился", - пояснил менеджер по развитию бизнеса "Аргус Медиа" Дмитрий Терентьев.
По итогам 2016 года объемы экспорта составляли около 5000 тыс. тонн. "Стабильный рост экспорта бензина говорит о том, что рынок постепенно становится профицитным", - пояснил г-н Назаров.
Увеличение производства отечественного автобензина способствовало вытеснению импортных поставок. Прирост поставок внутри рынка во многом происходил за счет вытеснения белорусских объемов. В 2016 году белорусский импорт составил всего 0,18 тыс. тонн. Но в дальнейшем поставки на внутренний рынок могут уменьшиться из-за слабеющего спроса. "В 2016 году объемы производства АИ-95 увеличились на 0.55 тыс.т. по сравнению с 2015 годом. Это обусловлено не только ростом спроса, но и тем, что большинство зарубежных компаний ставят АИ-95 в план производства".

Экспорт
Внутренние потребности российского рынка в прошлом году были удовлетворены, поэтому экспорт вырос до 4870,8 тыс.т. Одним из основных направлений экспортных поставок остается терминал "Сибур-Портэнерго" в порту в Усть-Луга (туда поступает бензин Киришского НПЗ). Второе направление - Средняя Азия. Туда поступают продукты Омского и Орского НПЗ. В прошлом году "колесные" поставки бензина в Казахстан сохранились на уровне 2015 г. — 1,09 млн т.".
"Экспорт дизельного топлива в целом стабилен, но заметны сдвиги в структуре отгрузки", - говорит г-н Терентьев. По данным "Аргус Медиа" произошло увеличение отгрузок по трубопрвоводу (на 417 тыс.т.), а экспорт ж/д партий снизился на 1465 тыс.т. Основные направления северных экспортных поставок газойля идут через порт Приморск, а южных – через Новороссийск. Наблюдается снижение зависимости от транзитных поставок через Прибалтику, за счет развития транспортной и портовой инфраструктуры в России. Экспорт дизтоплива в Украину снизился на 67%, составив 200 тыс. тонн на фоне ограничений, установленных российским правительством.


Установки по производству высокооктановых компонентов, планируемые к вводу в эксплуатацию в 2017 году

Установка    Предприятие     Мощность, тыс. т/год
Кат.риформинг     Кинеф     1.200
Изомеризация     Кинеф     1.100
Изомеризация     ТАНЕКО     400
Изомеризация     Газпромнефтехим Салават     400
Изомеризация     Антипинский     240
Кат.риформинг     Антипинский     300



к содержанию номера Версия для печати

© ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

т. (495) 517-55-26, +7 (906) 038-26-80
т/ф. (499) 194-09-79
info@top-r.ru