Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Зима-2017

к содержанию номера Версия для печати

СКАНТЕК ПОМОГАЕТ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ ВЫГОДЫ

за счет технологий для топливных карт

В текущем году СКАНТЕК отмечает 25 лет со дня основания. Четверть века мы активно работали на рынке безналичных платежей. Эволюция платежных карт, в том числе топливных, прошла на наших глазах и с нашим участием. Сегодня можно констатировать, что топливная карта стала удобным и выгодным инструментом для оплаты расходов на содержание автопарка организации, возмещения налогов, контроля расходов и целевого использования финансовых средств, а также для детальной отчетности по операциям, их безопасности и т.д.. Однако, размер выгоды от включения в работу компании топливных карт зависит, в большей степени, от выбора соответствующих IT-технологий.

 

Процесс совершенствования топливных карт во многом повторил эволюцию карт банковских. От магнитных карт и OFFLINE-кошельков, разрабатываемых по проприетарным спецификациям эмитентов, произошел повсеместный переход к EMV-картам: эквайеры начали принимать EMV-карты всех эмитентов в одном EMV-терминале. Далее, началась виртуализация физических карт и эмитенты получили возможность исключить расходы на их выпуск за счет использования смартфона в качестве носителя информации.

Из-за различий в капиталоемкости рынок топливных карт технологически отстает от рынка банковских карт. Тем не менее, он последовательно повторяет все основные этапы развития, поэтому, современные высокотехнологичные решения банковских карт врываются в топливный рынок, стремительно увеличивая темп его эволюционирования. Путь, по которому банки шли, преодолевая трудности первопроходцев, топливные эмитенты и сети АЗС проходят гораздо быстрее и легче. Им важно лишь не отстать от текущего тренда.

Прошлое

Граница между "прошлым" и "настоящим" обусловлена развитием коммуникаций. Со временем, средства мобильной связи обеспечили выполнение каждой транзакции в режиме ONLINE-связи с эмитентом карты. В недавнем прошлом, транзакции проводились в OFFLINE-режиме. Для рынка АЗС возможность выполнения операций без связи с процессинговым центром особенно важна, поскольку многие станции располагаются за пределами городских коммуникаций.

В качестве носителя для топливных карт в OFFLINE-системах могли использоваться микропроцессорные карты с кошельками или простые магнитные карты. Магнитные карты обеспечивали меньший уровень безопасности и контроля, поэтому в России (где в то время не было такой широкой инфраструктуры по приему магнитных карт, как за рубежом, и которую надо было бы модернизировать) подобные решения не прижились.

В реализации OFFLINE-кошельковых систем участвовал и СКАНТЕК. Одним из первых таких проектов, в 1993 году, стала система Emmi CARD (https://www.scantech.ru/wp-content/uploads/2014/09/AMMY.jpg) безналичных платежей для сети АЗС "БашкирНефтеПродукт". Успех проекта дал нашей компании импульс к развитию данного направления и созданию платежной системы ACCORD, объединившей на базе технологий СКАНТЕК более 20 российских банков. Кроме того, к числу особенно успешных продуктов, созданных при участии СКАНТЕК, относится и ридер/ПИН-пад СКАТ-200. Это самый первый российский ридер смарт-карт.

Еще одной особенностью технологий "из прошлого" была закрытость технических спецификаций, обеспечивающих безопасность транзакций, контроль лимитов в системе и защиту ноу-хау компании-разработчика технологического решения. Эмитенты топливных карт вынуждены были использовать технологические решения, плохо совместимые друг с другом.Необходимо также отметить, что эксплуатация OFFLINE-систем, во избежание злоупотреблений при работе с картами, требовала аккуратного администрирования установки лимитов и рассылки черных списков. Но потребительские качества OFFLINE-систем все-таки уступали по оперативности и удобству ONLINE-систем. Как следствие, появление возможности использования недорогих каналов связи привело к замене технических решений для приема топливных карт.

Настоящее

Опыт "прошлого" был учтен при разработке ONLINE-систем внедренных ведущими топливными компаниями [1, 2, 5]. Открытые стандарты индустрии банковских карт EMV и PCI позволяют ведущим игрокам рынка топливных карт обеспечить гарантированный уровень безопасности и быть уверенными в возврате существенных инвестиций в свои проекты. Более того, использование стандартизованных решений приводит к снижению стоимости проектов, поскольку, дает возможность выбора поставщиков оборудования. Особенно, когда в одном терминальном устройстве возможен прием банковских карт и топливных карт различных систем, как это реализовано в нашем платежном приложении SmartEngine (https://www.scantech.ru/solutions/smartengine/ ). На современных АЗС все виды карт обслуживаются одним терминалом.

Остановимся подробнее на основных особенностях и достоинствах EMV-стандартов. Разработку этих спецификаций инициировали Europay, MasterCard и Visa в середине 90-х годов для решения проблемы минимизации финансовых потерь от транзакций по поддельным картам с магнитной полосой. Даже тогда было понятно, насколько сложна задача обеспечения совместимости терминалов и карт различных производителей. Поэтому, платежные системы объединились для разработки промышленного стандарта, обеспечивающего прием любой EMV-совместимой карты в любом EMV-совместимом терминале.

Среди функциональных возможностей предусмотренных EMV-стандартами, помимо средств ONLINE и OFFLINE аутентификации карты, важно отметить средства управления рисками в карте, обеспечивающие безопасное выполнение OFFLINE транзакций в пределах лимитов установленных эмитентом. Открытость EMV-спецификаций подразумевает, что EMV-совместимое приложение (апплет) может быть реализовано на карте не только платежной системой, но и независимыми разработчиками. Обслуживание карты с таким приложением на EMV-совместимом терминале требует лишь стандартной настройки терминального ПО. Таким образом, взаимный прием топливных EMV карт не требует дополнительных инвестиций, что по достоинству оценено российскими ВИНКами [1, 2] и международными компаниями, входящими в консорциум IFSF.

Помимо терминального ПО, принимающего топливные EMV-карты, СКАНТЕК предлагает собственное EMV-совместимое приложение для смарт-карт - PayCORN (https://www.scantech.ru/solutions/paycorn/ ). Эмитируя карты с апплетом PayCORN, топливная компания получает гарантию технической совместимости своих карт с терминальными сетями ведущих сетей АЗС, не выплачивая при этом роялти как в случае, если бы она использовала EMV апплет платежных систем (MChip, VSDC). Апплет PayCORN можно загружать на карту любого производителя, что, позволяет эмитенту топливных карт проводить конкурентные закупки и получать лучшие цены на носители. Разработка включена в Реестр Российского ПО.

Использование бесконтактного интерфейса взаимодействия карты и терминала - тоже требование сегодняшнего дня. Уменьшение износа оборудования (загрязненная контактная площадка - основная причина выхода из строя терминалов) и увеличение скорости выполнения транзакции дают экономическое и имиджевое преимущество компаниям, которые активно используют топливные карты с бесконтактным интерфейсом. Во всех наших проектах мы поставляем карты и терминалы с поддержкой бесконтактной технологии.

Все современные решения по приему топливных карт требуют сопряжения с АСУ АЗС. Это позволяет ускорить процесс проведения операций и уменьшить число ошибок оператора при повторном вводе данных. Для компаний разработчиков АСУ АЗС СКАНТЕК предлагает интерфейсные библиотеки для создания полноценного платежного решения, интегрированного с кассой.

Важным аспектом при переходе из "прошлого в настоящее" является сохранение инвестиций, сделанных в существующую платежную инфраструктуру. Решения типа "выбросьте сразу все существующие технические средства и в одночасье замените их новыми и современными" вряд ли устроят владельцев сетей АЗС и эмитентов топливных карт. Поэтому, СКАНТЕК разработал стратегию "плавного перехода" из "прошлого в настоящее", позволяющую сохранить инвестиции, сделанные в платежную инфраструктуру.

Для эмитентов мы предлагаем технологию выпуска новых топливных карт, которые будут приниматься как на старых, так и на новых терминалах эмитентов. Основная идея предлагаемой технологии заключается в том, что на новые карты загружаются и персонализируются сразу два приложения. Достоинства и технология использования именно карточных приложений, апплетов, по сравнению с другими возможностями детально рассмотрены в [3, 4]. Первое приложение, размещаемое на карте, эмулирует работу старой топливной карты эмитента. Именно это приложение "совместимо" с терминальным ПО в существующей терминальной сети и "работает" на старой сети терминалов. Второе приложение, размещаемое на карте, работает с новыми терминальными приложениями.

Вторым приложением является PayCORN. Оно будет обслуживаться на новых терминалах с ПО SmartEngine, которые постепенно будут устанавливаться в процессе выхода из строя старых терминалов и обновления терминальной сети АЗС. Очень важно, что такую новую карту можно принимать на всей сети EMV-терминалов, и, в частности, на 15000 АЗС ВИНКов [1, 2], где установлено решение SmartEngine. Таким образом, предлагаемая стратегия "плавного перехода" позволяет постепенно обновить старые карты на новые (которые могут приниматься на всех терминалах), а также старые терминалы на современные (на которых будут приниматься все карты). Для новых терминалов СКАНТЕК предусматривает подключение к процессинговой системе эмитента напрямую (для малых сетей АЗС) и через специализированный шлюз SmartPay (https://www.scantech.ru/solutions/smartpay/ ), упрощающий администрирование и сбор отчетности (для средних сетей).

Будущее

В недалеком прошлом в нашей компании была в ходу шутка "если у вас все в ONLINE, то зачем вам карта?", подразумевавшая возможность ввода в терминале идентификатора и пароля для оплаты товаров или услуг непосредственно с банковского счета. Тогда мы не могли и предположить, как быстро развитие связи поставит на грань вымирания пластиковые карты в качестве средства платежа и идентификации, а сегодня неотвратимость переноса функции платежного средства с пластиковой карты в мобильные устройства уже очевидна. Шероховатости в вопросах безопасности, совместимости и стандартизации активно решаются участниками рынка. Примером первого серьезного успеха в этом процессе стала возможность использования банковских карт в кошельках мобильных телефонов – Android Pay, Apple Pay, Samsung Pay.

Эволюция переноса платежных функции в мобильные устройства идет по двум параллельным направления: разделение платежных функций между терминалом и мобильным устройством и полный перенос всех платежных функций в мобильное устройство. Сложившаяся модель поведения покупателя и продавца, при оплате картами, выстраивалась много лет и понятна всем участникам процесса. В платежную инфраструктуру, соответствующую сложившейся модели, вложены колоссальные средства. Именно поэтому мы делаем ставку на то, что в ближайшем будущем на рынке будут превалировать решения, в которых платежные функции делятся между терминалом и мобильным устройством. При этом в телефоне операция может быть инициирована как в рамках приложений эмитентов, так и из кошельков, являющихся частью операционных систем мобильных телефонов.

СКАНТЕК готов предложить решение по эмуляции топливной карты в виде библиотеки (SDK) для интеграции в мобильное приложение для платформы Android, а также добавление топливной карты в стандартный кошелек Android Pay мобильного устройства. Для конечного пользователя физическая карта заменяется мобильным телефоном. При том, в сети АЗС, подготовленной к бесконтактным операциям, не требуется никаких изменений.Таким образом, отличительной особенностью АЗС ближайшего будущего будет возможность приема разнообразных моделей виртуальных карт, и конечно (пока еще!), традиционных пластиковых карт.

Мы внимательно следим и за развитием технологий оплаты без использования терминала, непосредственно с телефона. Такие реализации сравнительно удачно позволяют проводить транзакции с использованием банковских карт. Гарантом возмещения по такой операции является платежная система и банк-эквайер. Для топливных карт такого гаранта нет, поэтому подобные системы ограничены рамками локального применения. По нашему опыту, стандартизация и обеспечение открытости такого рода решений, необходимые для взаимного доверия участников рынка друг к другу, может занять много времени.

Активно развивающийся рынок решений для топливных карт требует постоянного внимания и анализа. Использование компетенций технологического партнера, каким является наша компания, позволяет принимать более взвешенные и оправданные решения. В этом контексте нам очень приятно, что ведущие ВИНКи России активно используют продукты СКАНТЕК. Мы приглашаем всех участников топливного рынка к взаимовыгодному сотрудничеству.

Литература

1. Все виды платежей в одном терминале // Современная АЗС — 2017 — № 10 (187) — С.20

2. Современные решения по приёму карт для больших и малых сетей АЗС: банковские, топливные, лояльные и дисконтные карты в одном терминале // "Топливный рынок". — №36/2017 — С.24

3. Спесивцев А.В. Кобренд с банком: выбираем оптимальный носитель для лояльности // ПЛАС — 2017 — №5 (240) — С.44

4. Спесивцев А.В. Выбор карты для кобренда: аналитика и эксперимент// ПЛАС — 2017 —№6 (241) — С.48

5. Новое поколение технологических решений для приема пластиковых карт на АЗС // Современная АЗС. — 2013 — № 11 (140) — С.46


Авторы:

Александр Спесивцев, генеральный директор ООО СКАНТЕК

Павел Чернов, технический директор ООО СКАНТЕК 

к содержанию номера Версия для печати

Весна-2018

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

Инфотек Флекс

НОВОСТИ

14.09.2018   Росимущество отказалось продлевать договоры с нефтяниками на аренду скважин
14.09.2018   "Мессояханефтегаз" открыл в Арктике газонефтяную залежь с извлекаемыми запасами в 26 млн т
14.09.2018   Иран вновь начинает запасать нефть на своем флоте супертанкеров
14.09.2018   Москва не планирует прокладывать магистральные трубопроводы по дну Каспия
14.09.2018   Венесуэльская PDVSA летом временно возобновила поставки своей нефти на Кубу
12.09.2018   Путин предложил заключить мирный договор с Японией до конца года
12.09.2018   РФПИ и японский фонд JBIC инвестируют в создание комплекса по перевалке СПГ на Камчатке
12.09.2018   Доступ к шельфу Арктики могут открыть ради спора Газпрома с Роснефтью
11.09.2018   Минск настаивает на сохранении объемов поставок нефтепродуктов из РФ
11.09.2018   Сбербанк стал владельцем "золотой акции" Антипинского НПЗ
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

19.09-20.09   г.Тюмень, Технопарк
IX Тюменский нефтегазовый форум
форум
19.09-20.09   г.Санкт-Петербург.
IV Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России "SmartOil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии"
форум
20.09   г. Москва
Конференция-семинар "Глобальные и локальные рынки нефти и нефтепродуктов: анализ, ценообразование, торговые потоки"
Конференция-семинар
24.09-29.09   г. Сочи
9-я Международная научно-практическая конференция "Строительство и ремонт скважин – 2018"
конференция
25.09-26.09   г.Москва, г.Сургут
III международный саммит ТЭК
саммит
все выставки и конференции все выставки и конференции
Курсы валют ЦБ РФ
Дата:00:0000:00
Курс доллара0.000.00
Курс евро0.000.00
Курс фунта0.000.00
Курс тенге0.000.00
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru