Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Зима-2017

к содержанию номера Версия для печати

Электромобили в России и в мире

Общеизвестно, что электромобили дороже автомобилей с ДВС, инфраструктура для их зарядки в стадии формирования, а проблемы снижения эффективности использования электромобилей в странах с резкими перепадами температуры не решены. Вместе с тем, по словам директора по консалтингу IHS Россия Максима Нечаева, ключевые барьеры к широкому распространению электромобилей снижаются. Дешевеют батареи, растет их энергоемкость, уменьшается время зарядки, растет расстояние, которое можно проехать на одной зарядке. По оценкам IHS Россия, за последние 7 лет, стоимость кВт-часа емкости снизилась в 4 раза до уровня $230. Время зарядки аккумулятора до 80% на современных мощных станциях составляет всего 30 минут, а дальность поездки лучших электрокаров на одной зарядке батареи превысило 500 км.
По данным IHS Россия, доля электромобилей в общемировом парке вряд ли превысит 10% к 2030 году. Для более интенсивного проникновения электромобилей на рынок требуются согласованные усилия автопроизводителей и государства. Производители должны повышать эффективность электрокаров и снижать их стоимость, а государство должно обеспечить стимулы к массовому строительству зарядных станций. "Но даже этого недостаточно. - убежден г-н Нечаев. - Должно пройти время, чтобы массовый пользователь смог преодолеть привычки многолетнего пользования автомобилем с ДВС и стал доверять электрокарам даже в экстремальных условиях".

 

В России

По данным HIS, в 2017 году, доля электромобилей в России составляет менее 0,002 % от суммарного автопарка страны в более 56 млн единиц. Это всего около 1000 единиц. Из них, по данным "Дайджест Нефтегаз", в 2016 году было продано 83 электромобиля и 39 за 7 месяцев 2017 года.

"Российские сети" уже анонсировали создание первой федеральной системы зарядных

станций. Пока у "Россетей" 130 электрозаправок, до конца года планируется увеличить их число до 190. Предполагается, что к 2020 году рынок электрокаров России вырастет до 200 тыс. единиц.

Особых льгот российские владельцы электромобилей, по оценкам "Дайджест "Нефтегаз", не получают. Исключение - Санкт-Петербург, Московская и Калужская области. Здесь они освобождены от транспортного налога. Москвичам, также, предоставлена возможность бесплатного пользования парковками.

По оценкам заместителя председателя РСПП по энергетике и энергоэффективности Юрия Станкевича, восприятие электромобилей в России сегодня можно охарактеризовать словосочетанием "настороженное ожидание". С одной стороны, многолетний положительный опыт электрификации общественного транспорта, а с другой — необходимость поддержания внутреннего спроса на традиционные виды топлива и сохранения экономической эффективности отечественной нефтепереработки, в модернизацию которой вложены большие средства.

В мире

По данным "Дайджест "Нефтегаз" производители аккумуляторов впервые предложили относительно дешевые батареи в середине 2000‑х годов. К концу 2010 года в мире насчитывалось уже более 100 тыс. электромобилей и автомобилей с гибридной тягой, в середине 2015 года общее количество электромобилей приблизилось к 1 млн единиц. В 2016 году, по оценкам "Дайджест "Нефтегаз", в электромобильные стартапы по всему миру было инвестировано $2 млрд. По итогам 2016 года мировые продажи электромобилей превысили 750 тыс.единиц и их количество превысило 2 млн единиц.

К началу 2017 года, по данным HIS, в мире насчитывалось уже около 2 млн. электромобилей при общем парке легковых авто в 1,4 млрд (0,14 %). Согласно прогнозам МЭА, в 2018 году в мире будет продано 1,6 млн электромобилей.

Пока основной объем продаж электромобилей сосредоточен в ограниченном количестве стран. По данным МЭА, на 5 стран приходится 80% общего объема продаж электромобилей в мире. В 2010 году основными рынками продаж электромобилей были США, Япония и Норвегия, а к 2016 году на первое место вышел Китай.

В Японии и Китае

По данным HIS в Китае и Японии покупатели отдают предпочтение автомобилям с гибридным двигателем. В 2016 году продажи гибридных автомобилей в Китае и Японии выросли более чем на 130%, а электрокаров на 106 %. По данным "Дайджест "Нефтегаз" власти Китая близки к тому, чтобы запретить производство на своей территории бензиновых и дизельных автомобилей. Этот производственный сегмент может оказаться под запретом уже в 2025 году. Предполагается, что мораторий не будет распространяться на гибридный колесный транспорт. В 2018 году электромобили или гибриды должны составить здесь не менее 8% объемов производства, а к 2020 году – 12%. В прошлом году Китай стал государством с самым большим парком электромобилей - 650 тыс. единиц.

В Европе и США

По данным "Дайджест "Нефтегаз" в Норвегии доля электромобилей в общем парке уже составила 5%, в составе автомобильных продаж 24%, в сегменте легкового транспорта — 42%. Продажу автомобилей предполагается прекратить с 2025 года.

Правительство Великобритании, по данным "Дайджест "Нефтегаз" объявило о запрете с 2040 года продаж автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, в том числе гибридных. Причина – забота об окружающей среде. Ускоренный переход на электромобили будет обеспечен, в основном, протекционистскими методами: сумма налоговых льгот составит около 30 млрд и около 200 млрд будут инвестированы в строительство 10 тыс. ветряных турбин и десяти атомных электростанций.

В Индии надеются за счет перехода на электромобили снизить зависимость транспортного парка страны от внешних факторов. По данным "Дайджест "Нефтегаз" запрет автомобилей с ДВС ожидается в 2030 году.

К 2050 году отказаться от автомобилей, по данным "Дайджест "Нефтегаз", планируют Германия и Нидерланды.

В США продажи электромобилей растут почти на треть ежегодно, в 2016 году их было около 560 тыс. ед., по итогам 2017 года, по данным "Дайджест "Нефтегаз", ожидается рост продаж на 40%.

В Дании, в 2016 году, продажи электромобилей упали из-за того, что власти отменили налоговые льготы их владельцам. По итогам первого квартала 2017 года, по данным "Дайджест "Нефтегаз", продажи электромобилей в Дании сократились более чем вполовину, в то время, как на рынках Европы, благодаря протекционистской политике, выросли почти на треть.

Прогнозы

По данным "Дайджест "Нефтегаз", ведущие автомобильные концерны планируют к 2025 году в совокупности продавать по 6 млн электромобилей в год, а к 2030 году нарастить объем до 8 млн. Международное энергетическое агентство ожидает, что к 2030 году в мире будет использоваться до 58 млн электромобилей. Норвежская Statoil ASA рассчитывает, что к 2030 году на долю электромобилей будет приходиться 30% всех продаваемых авто. Прогноз Exxon Mobil на 2040 год — 100 млн. BP ожидает, что 100 млн электромобилей будет в 2035 году. По оценкам VYGON Consulting рост доли гибридов, электрокаров и машин на газе составит 56% в структуре мировых продаж к 2035 году. Продажи автомобилей с ДВС сократится до 38 %, а доля электрокаров — вырастет до 20%.

Экология

В ЛУКОЙЛе полагают, что для окружающей среды электромобиль не безвреден. Если для производства электроэнергии будет использован уголь - на экологию это окажет отрицательное влияние. По оценкам китайских экспертов, вырастет и потребление электричества, вырабатываемого на загрязняющих воздух электростанциях.

"Степень экологической безопасности автомобиля стоит определять не только по последствиям его работы. Необходимо учитывать весь жизненный цикл электромобилей — от этапов производства до момента утилизации, включая процессы пополнения энергией и обслуживания машин. Значительные экологические риски кроются в процессах производства и использования мощных аккумуляторов", -- полагает г-н Станкевич. Литий и другие компоненты батарей электромобилей оказывают негативное влияние на экологию, а влияние электромагнитного излучения от батареи электромобиля на организм человека пока полностью не изучено.

БОКС

Продажи электромобилей

Источник: "Дайджест "Нефтегаз", Bloomberg New Energy Finance, Marklnes

БОКС

Производство

По данным "Дайджест "Нефтегаз", лидер по производству электромобилей - Китай. По оценкам Bloomberg, в 2016 году, китайский концерн BYD продал 102,5 тыс. электромобилей, заработав $ 3,8 млрд.

Tesla на втором месте. По данным "Дайджест "Нефтегаз" она продала 75 тысяч. электромобилей за $6,35 млрд. К 2018 году Tesla планирует нарастить выпуск до 500 тыс. электромобилей за счет новой модели — Tesla Мodel III, ориентированной на массового потребителя.

На третьем месте - VW.

Audi направит на разработку и создание электромобилей $12 млрд к 2022 году.

Volvo Cars будет ставить электродвигатель на каждый автомобиль с 2019 года. По данным "Дайджест "Нефтегаз" продажи Volvo с электроприводом к 2025 году должны достигнуть 1 млн единиц ежегодно.

Volkswagen намерен выделить 9 млрд евро на разработку автомобилей с электрическими и гибридными силовыми установками в период с 2017 по 2022 год.

Mercedes-Benz, летом текущего года, представила электрический грузовик Urban eTruck мощностью 340 лошадиных сил. Без подзарядки он сможет проезжать до 200 километров. Серийное производство электрических грузовиков Mercedes-Benz планирует начать после 2020 года.

Российская LADA Ellada выпустила в 2012 году около 100 единиц электромобилей LADA Ellada, но без дотаций, за 5 лет, не смогла их продать.

Mitsubishi начала продажи электромобилей в Росси, но из-за отсутствия прогресса в развитии инфраструктуры ушла из России.

В 2018 году, в Приморье, должен стартовать российско-японский проект "Прометей", в рамках которого, японские легковые авто будут переоборудованы в электрокары.

Особую активность, в текущем году, начала проявлять российская Drive Electro.

БОКС

Российская DriveElectroдоговорилась с Toshiba

Литий-титанатные аккумуляторные батареи, разработанные Drive Electro на основе аккумуляторных ячеек Toshiba для наземного общественного электротранспорта, производятся и эксплуатируются в России с 2014 года. Ими оснащены более 30 троллейбусов "Тролза", "Белкоммунмаш", а также электробусы второго поколения KAMAZ. Срок службы аккумуляторов – 20 000 циклов полного заряда/разряда, они могут использоваться без замены до 15 лет. Аккумуляторы Drive Electro рассчитаны на ультрабыструю подзарядку в течение 6-20 минут, что в 20 раз меньше среднего времени зарядки первого поколения литий-ионных аккумуляторов. Благодаря технологическим особенностям аккумуляторных ячеек Toshiba быстрая подзарядка не приводит к деградации материала батарей и может осуществляться при температуре до – 40°С без дополнительных систем подогрева.

"Изначально гарантийный срок на литий-титанатные аккумуляторные батареи Drive Electro с ячейками Toshiba составлял 2 года, однако, исходя из результатов исследований, мы готовы увеличить гарантийный срок на батареи Drive Electro для применения в троллейбусах с большим автономнным ходом и в электробусах. Гарантийный срок будет определяться в зависимости от специфики эксплуатации электротранспорта", –сказал Сота Горо, старший менеджер Toshiba Electronics Europe. По его словам, основным параметром, определяющим срок службы батарей с аккумуляторными ячейками Toshiba, является протяженность маршрутов и частота использования ультрабыстрой подзарядки. Также существует ряд определяющих критериев, связанных с отличиями в использовании аккумуляторных батарей для троллейбусов с большим автономным ходом и электробусов.

"Мы готовимся выйти на серийное производство аккумуляторных батарей и в 5 раз увеличить мощности, чтобы обеспечить потребности столицы, а также других российских городов в общественном электротранспорте", - сказал генеральный директор Drive Electro Сергей Иванов.

Производственные мощности Drive Electro находятся в г. Химки Московской области. По словам Сергея Иванова, уровень локализации составляет 30%, а с переходом на серийное производство он может быть поэтапно увеличен до 50%.

Корпорация Toshiba производит аккумуляторные ячейки для электротранспорта на новом заводе в Японии, построенном в 2011 году. "Toshiba постоянно работает над развитием технологии производства аккумуляторных ячеек для рынка электротехники с тем, чтобы увеличивать их емкость и способность переносить большие токовые нагрузки. Как правило, развитие идет с 2-летним тактом, и как только новые разработки достигнут необходимой степени зрелости, они будут использоваться в производстве аккумуляторных батарей Drive Electro", - сказал Сота Горо. 

к содержанию номера Версия для печати

Зима-2017

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

29.12.2017   Эксперт объяснил, почему Порошенко заговорил о закупках газа в России
29.12.2017   В мире обнаружили в 2017 году рекордный минимум нефти
29.12.2017   В 2018 году Россия сохранит свое преимущество на европейском рынке газа
29.12.2017   Подорожавшая вчера нефть продолжает прибавлять в цене
29.12.2017   Редакция журнала "Топливный рынок" на каникулах до 25.01.2018 года
29.12.2017   Поздравляю Вас с Новым Годом и Рождеством!
28.12.2017   "Газпром" и Молдова обсудили ход сотрудничества в энергетической сфере
28.12.2017   Венесуэла направляет на обеспечение собственной криптовалюты 5 млрд баррелей нефти
28.12.2017   Bloomberg назвал пять важнейших для нефтяного рынка факторов на 2018 год
28.12.2017   "Мессояханефтегаз" получил синдицированный кредит на разработку самого северного континентального нефтегазового месторождения
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

Новости 24

НОВОСТИ ОТ РБК

РосБизнесКонсалтинг
Курсы валют:
Погода в:  
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2018
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru