Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / Весна-2018

к содержанию номера Версия для печати

Розничный рынок Крыма

По данным "РК Интегратор", в Крыму розничные цены на топливо самые высокие в РФ, не считая такие удаленные территории, как Анадырь, Якутск, Магадан, Нарьян-Мар, Южно-Сахалинск, куда топливо поставляется по зимникам либо по программе Северного завоза. В течение прошлого года, по данным "РК "Интегратор", динамика крымских цен мало отличалась от среднероссийской. Темпы прироста цен с начала года на автомобильный бензин составили 4,5-5,7% в зависимости от его марки при среднероссийской динамике 6,5-7,7%. Дизельное топливо подорожало на 11,7% против 9,4% по России. Изменить сложившуюся практику формирования цен крымским властям пока не удается.

 

Особенность Крымского ритейла, по оценкам генерального директора АО "РК Интегратор" Виктора Костюкова, заключается в том, что российские нефтяные компании – "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Газпром нефть" и "Татнефть", из-за рисков, связанных с санкциями, прекратили свою деятельность в регионе. Но именно их сети АЗС задавали уровень цен и сдерживали их рост. В Крыму, по данным "РК "Интегратор", сохранились лишь коммерческие компании, которым санкции не страшны, однако торговать себе в убыток они не намерены.

 

Оценки

Чтобы оценить структуру затрат в цене литра топлива на крымских АЗС и маржинальную доходность розницы, "РК Интегратор" провела анализ формирования цен бензина Аи92 в Симферополе в декабре 2017 года. Средняя цена литра Аи92 на симферопольских АЗС, по данным "Росстата", в декабре держалась на уровне 40,46 р/литр.

В Крыму нет собственной переработки, топливо на полуостров поступает с материка через Керченский пролив. По данным, полученным "РК Интегратор" 90% наполнения рынка обеспечивается поставками с трех заводов: Самары - 57%; Уфы – 21%; Саратова – 12%. Оставшиеся 10 % отгружаются с 15 более удаленных от Крыма заводов и крупных нефтебаз. До того, как бензин физически поступит на АЗС, его следует купить на биржевых торгах примерно за тридцать дней. В этот среднестатистический срок между покупкой на бирже и продажей на АЗС входит цепочка ожиданий и перемещений груза. Пауза от даты сделки на бирже СПбМТСБ до отгрузки с завода, по наблюдениям "РК Интегратор", растягивается в среднем на две-три недели, затем цистерны от Самары до Керчи идут 8 суток (от Уфы 10 суток), потом еще трое до Симферополя.

В течение года маржа, оцениваемая как разность между ценой на стеле АЗС и ценой топлива, поступившего на АЗС для реализации, меняется незначительно. Зимой маржа крымских АЗС, достигает 16%, а по мере роста оптовых цен летом снижается к концу года до 9-10%, но в среднем составила 13% в 2017 году. Уровень безубыточности по мнению владельцев независимых АЗС составляет 10%, а на прибыль, в крымском варианте, остается 3%.

По сообщению ТАСС, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ намерена добиться снижения цен на бензин в Крыму примерно до московского уровня. Об этом сообщил на встрече с депутатами Госдумы глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев.

 

Качество

По мнению Виктора Костюкова крымская проблема не столько в высоких ценах на АЗС, сколько в низком качестве топлива. Диспаритет между оптовыми ценами и розничными, по его мнению, вынуждает независимых владельцев АЗС (и не только в Крыму) удешевлять себестоимость литра посредством вливания в заводской товарный продукт дешевого контрафакта. Его бензовозами везут с материка или находят на местном рынке. И чем активнее администрация давит на цены, тем выше доля контрафакта и хуже качество товара.

 

Объемы

Объем потребления автомобильного бензина в Крыму в 2017 году составил 410 тыс., на двадцатой позиции среди субъектов РФ. Доля Крыма в общерегиональном списке составила 1,5%. Для сравнения – годовое потребление Москвы и Московской области составило 4,1 млн. тонн. По объему потребления на душу населения, Крым занимает первое место среди российских регионов с показателем 2090 литров бензина против 300 литров на душу населения по России. Эксперт объясняет эту разницу специализацией Крыма в качестве рекреационной зоны с большим потоком отдыхающих и туристов.

В сегменте дизельного топлива Крым с оборотом 195 тыс. тонн в 2017 году занимает 40-ю позицию в рейтинге регионов. Объем потребления дизельного топлива в связи активным дорожным строительством, включая Крымский мост, вырос относительно 2016 года на 23%.

 

Структура потребления

Керченская переправа была в 2017 году единственным путем, соединяющим полуостров с материковой частью России. Топливо, в основном дизельное, по данным "РК Интегратор" доставлялось также автомобильным транспортом и водным путем. Но эти поставки незначительны по объемам, поэтому в дальнейших расчетах они не учитывались. В 2017 году в Крым железнодорожным транспортом было поставлено 757 тыс. тонн нефтепродуктов. Из них, доля автомобильного бензина составляет 54% или 410 тыс. тонн. Дизельного топлива вдвое меньше, чем бензина – 195 тыс. тонн или 26%. Авиакеросина – 92 тыс. тонн (12%); СУГ – 4 тыс. тонн, (6%). Потребление бензина и дизельного топлива носит сезонный характер.

Мазут, в основном флотский (3,7 тыс. тонн) поставляется в Севастополь для обеспечения кораблей Черноморского флота, а также топочный мазут в Симферополь (1,6 тыс. тонн) для городских ТЭЦ. Суммарная доля мазута, битума, гудрона и масел едва достигает 2% или 15 тыс. тонн.

 

Структура рынка

Хранением и сбытом автомобильного топлива в Крыму, по данным "РК Интегратор" занимаются 12 компаний. Лидером является ООО "Кедр" - ему принадлежит 77 АЗС под брендом "ATAN", а хранение топлива осуществляется на шести нефтебазах.

"ТЭС" ("TES"), по оценкам "РК Интегратор", на втором месте – этой компании принадлежит 67 АЗС и три нефтебазы – в Симферополе, в Самохвалово, в Керчи.

На третьем месте по обороту, по данным "РК Интегратор" - государственные компании и службы, представляющие армию, флот, военно-воздушные силы, полицию.

 

 

Посчитаем

Для примера "РК Интегратор" оценила затраты на транспортировку топлива от Самарской группы НПЗ до Симферополя:

- ЖД-тариф "ст. Новокуйбышевская – ст. "Кавказ" - 3420 р/тонн (2,55 р/л). Источник - тарификатор на сайте биржи СПбМТСБ:

- ЖД-тариф "ст. Керчь – ст. Симферополь" - 1209 р/тонн (0,90 р/л):

- Услуги паромной переправы – 973 р/тонн (0,73 р/л). Источник – договор с нефтяной компанией.

Итого, 5600 р/тонн (4,17 р/литр).

В себестоимость товара также следует включить:

- услуги перевалки топлива на нефтебазе, хранения порядка 300 р/тонн (0,22 р/л)

- затраты по финансированию проекта. При ставке кредита около 11%, удорожание себестоимости товара за тридцать дней к моменту его реализации на АЗС составит около 440 р/т (0,33 р/л).

Таким образом, в структуре цены литра бензина 78% - это заводская цена "на воротах", 10% услуги транспортировки, 10% - маржа АЗС и по одному проценту на услуги хранения и финансирования закупки топлива. При этом, в расчет не включены издержки, связанные с недоливами на НПЗ, потерями при транспортировке и хранении топлива.

Аналогичные расчеты "РК Интегратор" по бензину марки Аи95 показывают маржинальную доходность 14%, по дизельному топливу – 3%.

 


к содержанию номера Версия для печати

Июнь-2019

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

13.09.2019   Нефтяной рынок готовится завершить неделю в минусе
13.09.2019   Патрушев назвал причину роста числа аварий в нефтегазовой сфере
13.09.2019   Греф призвал Россию готовиться к "сырьевому шоку" на рынке нефти
13.09.2019   Россия не заинтересована в том, чтобы украинцы зимой остались без газа
13.09.2019   Новак заявил, что фундаментальные факторы важнее твитов Трампа в прогнозе цен на нефть
12.09.2019   Якутские ученые обнаружили микроорганизмы способные очистить землю от нефти
12.09.2019   Решение о выдаче 2,6 трлн рублей арктических льгот примет Путин
12.09.2019   Ослабшая нефть не помешает российскому рынку акций открыться в плюсе
11.09.2019   Нефть: цена достигла важного сопротивления
11.09.2019   Госдума в I чтении разрешает экспортерам нефти при НДД льготы по пошлине на нефть
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

16.09-20.09   Новосибирск
ХI Международный симпозиум стран ЭПШП и ЕАЭС "Новая техника и технологии ГИС для нефтегазовой промышленности"
сиппозиум
19.09-20.09   г.Ялта
Ялтинская энергетическая конференция "Российские технологии в энергетике
конференция
20.09   г. Москва
"Глобальные и локальные рынки нефти, газа и нефтепродуктов: анализ и прогнозирование, ценообразование, торговые потоки" - OIL, GAS & MONEY
Конференция
20.09   г. Москва
Всероссийская научная конференция "Инновационное развитие технологий производства СПГ"
Конференция
22.09-27.09   г.Новороссийск
10-я Международная научно-практическая конференция "Строительство и ремонт скважин".
Конференция
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Rambler's Top100

Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2019
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru