Московский топливный рынок недоволен маржинальностью продаж
Розничный топливный рынок Москвы и Московской области поделен примерно поровну между сетями АЗС ВИНК и независимыми АЗС. По оценкам ГК "ТРАССА", в 2021 году, ВИНК принадлежало 52% от общего количества АЗС и 73% от суммарных объемов продаж региона. "ВИНК, сейчас, не стремятся монополизировать наш топливный рынок, как это было несколько лет назад, и оставляют место для самостоятельных игроков", - говорит начальник управления топливного обеспечения ГК "ТРАССА" Дмитрий Рыжков. В тоже время, на рынке мелкого опта, по его словам, доля ВИНК за 2 года выросла с 40% до 70%.
Развитие независимых сетей АЗС в последнее время стало затруднено: "Платежеспособных клиентов становится меньше, банки зациклены на рисках, маржинальность продаж низкая, а розничное ценообразование в нашей стране очень зарегулировано. Приходится укладываться в объем маржи, который просчитывается по демпферу. Демпфер – это отлично, но, к сожалению, он работает только в пользу ВИНК и автолюбителей. Нефтяные компании получают компенсацию за низкие цены, а мы - бедные маленькие компании – кричим, что это не справедливо. Ведь у независимых АЗС нет собственной нефтепереработки. Очень надеюсь, что демпфер поправят", - сказал Дмитрий Рыжков.
Московские сети АЗС пока спасает премиальность топливного рынка региона. Доля бензина АИ-95 здесь высока и, по данным "ТРАССЫ", стремится к половине объемов продаж. Кроме того, рынок еще заполнен не полностью, что позволяет оставаться на плаву независимым АЗС. "Выживаем за счет качества сервиса, сопутствующих товаров и за счет быстрой реакции на изменения", - говорит Дмитрий Рыжков.
Опт
Крупнейшим игроком московского оптового рынка топлива является "Газпром нефть". По словам Дмитрия Рыжкова, поставки топлива для АЗС пока обеспечиваются через региональные сбытовые подразделения ВИНК, биржу СПБ МТСБ, посреднические трейдерские крупно-оптовые компании (поставщик – оптовик с собственной или арендованной нефтебазой) и мелко-оптовые компании (поставщик – перепродажник со сбытов и нефтебаз ВИНК). При этом, у независимых сетей АЗС, в отличие от ВИНК ориентирующихся на собственные НПЗ, нет возможности снизить расходы за счет цифровизации процессов поставок топлива. "Нам сложно цифровизироваться, потому что приходится использовать различные цепочки поставок: с разных заводов, с разными требованиями и разными перевозчиками. Мы сотрудничаем в основном с Ярославским, Рязанским и Московским НПЗ. Хотя, те условия, которые Московский НПЗ диктует в последнее время, говорят о том, что он, видимо, не хочет сотрудничать", - поясняет Дмитрий Рыжков. По его словам, теоретически, можно сформировать определенное транспортное плечо, купить побольше топлива, когда оно подешевле, и затем, ориентируясь на рынок, регулировать стоимость. Но такой вариант доступен только крупным игрокам. Обычная компания, не имеющая своей нефтебазы – не может управлять товарным запасом и вынуждена покупать топливо по той цене, которая есть.
|