Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Журнал "Топливный рынок" / ЗИМА-2022

к содержанию номера Версия для печати

Анна Красовская: "Поговорим о черных лебедях"

Интервью с генеральным директором крупнейшей частной сети АЗС Беларуси "А-100"

 

- Завершается 2021 год. Какие основные тренды вы могли бы отметить?

- На рынок топливной розницы прилетела стая черных лебедей. Сколько будет стоить нефть? Как ее перерабатывать? Модернизировать или не модернизировать АЗС? Что делать с "Ковидом"? Что делать с электротранспортом? Как со всем этим справиться? Это основные вопросы, которые встали перед топливной розницей на данном этапе.

Мы оказались в ситуации, когда, оценивая перспективу - мы копаемся в прошлом. Мы обсуждаем АИ-92 и АИ-95, мы обсуждаем дизтопливо. Но рынок изменился. Никому не нужен 95-й бензин, никому не нужно дизтопливо. Мужчина с КНР знаменит тем, что тестируя на себе губную помаду, он за суки наторговал на $1,9 млрд. Кто из топливной розницы может похвастаться такой суточной выручкой? Никто. Это и есть – измененный новый мир, в котором теперь мы живем.

- По различным оценкам, электротранспорт вытеснит традиционный транспорт не скоро

- Можно не верить в рынок электротранспорта. Но прогнозы говорят о том, что к 2030 году электротранспорт займет 30% рынка. Еще лет 5 назад, когда начали появляться первые электромобили – над этой темой смеялись: "Боже мой, рынок электротранспорта вырос на 1500% - была одна машина, а стало 15!". Но сейчас ситуация совершенно иная. Этот рынок поддерживается государством и банками. А кикшеринг (краткосрочная аренда электросамокатов) уже перетянул на себя 40 млрд. рублей с российского рынка топливной розницы. Это огромные деньги, которые уходят из наших продаж.

Сейчас у топливной розницы очень много вопросов. Что делать с батареями для зарядки электромобилей? Где их хранить? Как ими управлять? В какой момент надо приступать к строительству электрозарядки? Какую мощность она должна иметь? Если построить мощную зарядную станцию - ею не смогут пользоваться нынешние владельцы электромобилей. Если построить маломощную – значит через несколько лет придется реинвестировать. Начать инвестировать - страшно. Но пропустить момент тоже нельзя. Если электромобили займут 30% рынка к 2030-м году – значит надо успеть к этому времени построить новую инфраструктуру.

Я оцениваю сложившуюся реальность как "черных лебедей", потому что мы не знаем когда и какие ждать следующие перемены. У нас нет возможности спрогнозировать будут они или не будут, победит электромобиль или водородное топливо. Ответов на эти вопросы нет. А нам надо зарабатывать деньги, надо инвестировать и инвестировать мудро.

- Может быть могут помочь программы лояльности?

- Программы лояльности отлично работали в топливной рознице раньше. Мы вырабатывали удивительно-прорывную модель замены куриной сосиски на баранью и очень гордились собой, если нам это удавалось. Но лояльность клиентов, которую мы традиционно имеем в виду, то есть ту, когда нас любят за то что мы есть – она, на рынке топливной розницы, умирает.

Посмотрите, к примеру, на роль каршеринга. С ростом рынка каршеринга приходят совершенно другие клиенты. Им требуется другая лояльность. Им безразлично где расположена АЗС. У них другие потребности и другие задачи. Но, вместе с тем, здесь возможны крупные B2B контракты, поэтому надо придумывать и разрабатывать новые предложения.

Все еще помнят, как столкнулись с локдаунами и, сопутствующим им, полным отсутствием клиентов. Люди вынуждены были сидеть дома. А сидя дома они не думают о выборе АЗС. Поэтому, тема как баллы переводить в литры, умножать их на кофе и развивать супер-лояльность бренду – теперь кажется утопией. На данном этапе, владельцы АЗС рискуют потерять даже ту маржу, которая у них есть.

Посмотрите на программы лояльности крупных российских сетей АЗС, которые принадлежат нефтяным компаниям. Как правило, в программах лояльности каждой из них, есть упоминание про корпоративно-социальную ответственность, но ничего нет про то что люди сидят в онлайне и не хотят разговаривать голосом. Я не видела, ни у кого из них, стратегию работы с таким потребителем. Как встраиваться в новую реальность? Как взаимодействовать с такими клиентами, чтобы они вас принимали, рекомендовали и делали это системно? Пока ответов на эти вопросы нет.

- Какие пути развития топливной розницы есть в сложившейся ситуации?

- Для начала надо нащупать в какую сторону топливная розница должна идти. Конечно, можно ограничиться заменой одного вида топлива на другой. Или, можно просто уйти из бизнеса продав сеть АЗС. Но профессионализм заключается в том, чтобы оставить после себя нечто хорошее - чем можно гордиться.

К примеру, современная топливная розница, все еще, занимаемся продажей продукта. Тем временем, мир перестраивается в продажи сервиса. Действительно, людям не нужен АИ-95 – людям нужно передвигаться, нужна мобильность. Быть провайдером мобильности – сложный вызов. Классическая топливная розница еще не готова предоставить клиенту эту услугу, а клиент уже готов такую услугу принять. Значит, надо придумывать экосистему, которая обеспечивает мобильность. Возможно, имеет смысл купить каршеринговую компанию, чтобы обеспечить услуги сопровождения. Я не сомневаюсь, что смарт-шопперы очень ждут подобное предложение.

- Кому можно продать сеть АЗС в такой сложный период?

- Согласно официальным прогнозам, потребление нефтепродуктов будет расти до 2025-26-го года - это оптимальный период выйти из бизнеса для тех, кто принял такое решение. Одной из групп возможных покупателей сетей АЗС могут стать, к примеру, производители электромобилей, которые создают инфраструктуру для электрозарядки, тем самым, обеспечивая клиентам мобильность. Кроме того, купить сети АЗС вполне могут IT-гиганты, создающие экосистемы, такие как Яндекс и Амазон. Что из этого получится – пока не понятно. Но смотреть в эту сторону можно. Уже очевидно, что мир безвозвратно изменился и розница должна измениться тоже.

к содержанию номера Версия для печати

ЗИМА-2022

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

12.05.2022   ЛУКОЙЛ ДОГОВОРИЛСЯ О ПРИОБРЕТЕНИИ РОССИЙСКИХ АКТИВОВ SHELL В СЕГМЕНТЕ ДАУНСТРИМ
12.05.2022   Конференция "SMART-АЗС 2022: поиск новых точек роста и технологическая эффективность в условиях перемен"
29.04.2022   "ГПБ Инжиниринг" займется промышленным девелопментом в нефтегазовой отрасли
29.04.2022   "Уралхиммаш" отправил 190-тонный реактор "Орскнефтеоргсинтезу"
29.04.2022   "Газпром нефть" повышает экологичность эксплуатации аэродромных автозаправщиков
29.04.2022   "Транснефть – Балтика" выпустила в Неву полторы тысячи мальков семги
29.04.2022   Европа перераспределяет российский газ после остановки поставок в Болгарию и Польшу
29.04.2022   На форуме "Нефть и газ" обсудили перспективы развития отрасли
29.04.2022   За американское оружие заплатят многие поколения украинцев, заявил Володин
29.04.2022   Нефтегазовая хроника военной спецоперации РФ на Украине
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2022
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru