Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Новости / Просмотр новости
При переходе к "зеленой" энергетике нефти пообещали $10 за баррель  
23.04.2021 15:33:50 / Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Демин провел обсуждение проблемы безопасности в нефтегазовой промышленности Версия для печати 26.04.2021 16:06:59 / На рынке нефтегазового строительства регулярно меняют фаворитов

26.04.2021.  С начала года нефть подорожала на 30%. Прогнозы на ближайшее время — оптимистичные. Уже в этом году Brent может прибавить в цене еще порядка 10%. Однако в более отдаленной перспективе все выглядит не столь радужно: аналитики Wood Mackenzie пророчат Brent обвал до $10 за баррель после перехода к "зеленой" энергетике. Насколько реалистичен такой прогноз и будет ли нефть стоить столь дешево, выяснили "Известия".



Докризисный уровень
После нескольких волн падения, которые нефтяной рынок пережил в 2020 году из-за пандемии, спрос на энергоносители начал восстанавливаться. Сказались оживление экономики, запущенный процесс вакцинации и частичная отмена ограничений. В результате с начала этого года Brent подорожала на 30% — до $65 за баррель. С этого уровня в марте прошлого года и началось ее обвальное падение.

Оптимизм внушают и прогнозы на ближайшее будущее. Несмотря на то что вспышки коронавируса в ряде стран добавляют неопределенности, прогнозы по спросу на нефть существенно улучшились. Все надежды — на восстановление мировой экономики, что подстегнет глобальный спрос на топливо.


По прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА), в этом году глобальный спрос достигнет 96,5 млн баррелей в сутки, то есть восстановит около 60% объема, потерянного в прошлом году из-за пандемии.

По оценкам МЭА, уже в этом году Brent может дойти до $74 за баррель. Фактором роста станет и то, что в хранилищах развитых стран осталось всего порядка 23% от избытков нефтяных запасов, накопленных за пандемию. Так, если в июле 2020 года развитые страны накопили запасы в объеме 249 млн баррелей (это рекордно высокий уровень), то в феврале 2021-го они "похудели" до 57 млн баррелей.
А как заявил в феврале один из крупнейших мировых инвестбанков, JP Morgan Chase, на рынке сырьевых товаров начался суперцикл роста, пятый по счету. Его ключевые признаки — взлет цен на сельскохозяйственную продукцию, металлы и цена нефти выше $50 за баррель.



"Зеленая" повестка
Впрочем, весь позитив меркнет на фоне отчета, опубликованного специалистами консалтинговой компании Wood Mackenzie, специализирующейся на исследованиях и прогнозах в области энергетики. Как утверждают авторы отчета, спрос на нефть начнет падать уже с 2023 года и к середине XXI века упадет на 70% по отношению к сегодняшнему.

По их мнению, это случится, если ведущие экономики будут действовать решительно в достижении целей Парижского соглашения по климату и перейдут на "зеленые" энергоносители. Этот сценарий предполагает активную борьбу с выбросами парниковых газов, чтобы сдержать глобальное потепление. Особую угрозу, по мнению аналитиков, представляет электрификация транспорта и промышленности. Это вытеснит нефть из энергобаланса и практически уничтожит рынок.

В этом случае уже к 2030 году цена Brent опустится до $37–42 за баррель, а к 2050 году дойдет вообще до $10, предрекают в Wood Mackenzie.

Однако, по мнению аналитиков, подобный прогноз далек от реальности. Сегодня только 65% потребления топлива в мире приходится на транспорт, и это не только автомобили, но и авиация. Самолеты пока не переходят на "зеленые" энергоносители, так что бензин будет востребован еще долго. Переход не станет лавинообразным, это будет происходить постепенно, начиная с легкового транспорта, считает Михаил Колесников, основатель бренда безоператорных мини-АЗС и топливораздаточных колонок Benza.



Найдут применение
Эксперты подчеркивают, что падение нефти до $10 за баррель станет слишком сильным перекосом, которому рынок не позволит произойти: если есть возможность ее добычи — найдутся и пути применения. Например, нефть может использоваться для отопления или же в производстве полимеров, которые будут заменять конструкционные стали.

А что касается возобновляемых источников энергии, то объемы электроэнергии, созданной на их основе, занимают всего 27% от мировой генерации. Быстро перейти на них не сумеет ни промышленность, ни транспорт, отмечает Денис Мигаль, гендиректор сети автосалонов Fresh Auto.

"С приходом электрических моторов потребление топлива в транспортной сфере может уменьшиться, но процесс перехода более крупных потребителей, заводов и фабрик займет больше времени. Нефть используется также не только в производстве топлива, но и других материалов, необходимых для функционирования всех механических машин", — указывает Азиз Кенжаев, директор по развитию торговой платформы Overbit.

Пока потребляющие углеродное топливо сектора экономики не трансформируются в углеродно нейтральные, цена на нефть будет продолжать расти, возможно до $80 за баррель, считает эксперт

"Постепенный переход на "зеленые" заменители в перспективе 10–15 лет действительно способен уменьшить спрос на нефть и нефтепродукты. Будет постепенное снижение цены за баррель, но необходимо понимать, что реальных альтернатив нет, электромобили до сих пор на любителя, история с "электрогрузовиками" пока не получает продолжения, а самолеты и тяжелая техника работают на нефтепродуктах", — соглашается Антон Скловец, аналитик "Фридом Финанс".
Аналитики подчеркивают: при составлении прогноза его авторы как будто закрыли глаза на целый ряд факторов. Например, на то, что он, по сути, перечеркивает всю сланцевую революцию в США. Как утверждают сами сланцевики, разработка месторождений возможна лишь при цене выше $40 за баррель. А в эту отрасль вложены огромные инвестиции.

Или то, что падение цены до критического уровня путем сокращения его добычи будет сдерживать ОПЕК+, ведь от цен на нефть зависят бюджеты многих мировых держав, в том числе и России. Высокие котировки выгодны странам-поставщикам, и их падения ниже нужного уровня они не допустят. Наконец, и то, что нефть — исчерпаемый природный ресурс, цена на который по мере сокращения его запасов будет лишь расти.




Агентство нефтегазовой информации

23.04.2021 15:33:50 / Заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Демин провел обсуждение проблемы безопасности в нефтегазовой промышленности вернуться к списку Версия для печати 26.04.2021 16:06:59 / На рынке нефтегазового строительства регулярно меняют фаворитов

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

13.05.2021   Посол РФ: в решении о перевалке белорусских нефтепродуктов через порты России нет политики
13.05.2021   Транснефть-Западная Сибирь реконструирует участок нефтепродуктопровода Омск - Сокур
13.05.2021   Александр Новак: Ситуация на российском топливном рынке стабильная
13.05.2021   Кабмин 13 мая обсудит генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей России
13.05.2021   "Газпром нефть" окажет поддержку коренным жителям Пуровского района
13.05.2021   Цены на нефть снижаются после роста до максимумов с марта
13.05.2021   Ранняя весна на Ямале не помешала "Мессояханефтегазу" выполнить программу зимнего завоза
13.05.2021   Ученые: в Чернобыле может произойти новая авария
13.05.2021   Цены на нефть снижаются после четырех дней роста
13.05.2021   Доказанные запасы "Татнефти" составили 892,1 млн. тонн нефти и конденсата и 42,72 млрд кубометров газа
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

25.05-28.05   г.Уфа
Российский нефтегазохимический форум и международная выставка "Газ. Нефть. Технологии"
форум и выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции
 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru