Журнал "Топливный рынок" Информационно-аналитический журнал
"Топливный рынок"

НЕФТЬ.ГАЗ.png

 
Главная / Новости / Просмотр новости
Павел Сорокин о приоритете российского оборудования при реализации инвестпроектов в нефтегазовом комплексе  
13.09.2021 13:32:22 / ОПЕК сохранила прогнозы по добыче нефти в России Версия для печати 14.09.2021 13:57:54 / Нефть дорожает в ожидании нового урагана в Мексиканском заливе

14.09.2021.  В Правительство РФ поступило предложение, чтобы перед началом реализации крупных инвестиционных проектов в нефте- и газохимии, вроде тех, что реализуются на Дальнем Востоке и Усть-Луге, была подготовлена подробная документация о том, какое российское оборудование, на каком этапе и где планируется использовать.

Предлагалось также прописать план мероприятий по подготовке потенциальных российских производителей, чтобы заказчик работал с ними с начала реализации инвестпроекта, а не только на тендерах и  был заинтересован в развитии научно-технического и производственного потенциала российской промышленности.  Важно, что поручение Президента России В.В. Путина предписывает  довести долю продукции гражданского назначения в российском оборонно-промышленном комплексе  до 50% к 2030 году.  

Крупные инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе  реализуются с использованием средств государственной поддержки, поэтому государство имеет право выдвинуть встречные требования. Так, кредитные средства ВЭБ.РФ (лимит одобренного финансирования  745 млрд рублей) для мегапроекта в Усть-Луге будут направлены, в том числе для финансирования EPC – контрактов. С момента одобрения ВЭБ.РФ сделок по финансированию проекта   заключен ЕРС-контракт на строительство газохимического комплекса (подрядчик – ООО "Китайская Национальная Химическая Инженерная и Строительная Корпорация Севен"), подписан ЕРС-контракт на объекты газоперерабатывающего завода и технологические объекты общезаводского хозяйства (консорциум подрядчиков Linde GmbH и ООО "Ренейссанс Хэви Индастрис"), проавансированы и размещены заказы на оборудование длительного срока изготовления для газохимического комплекса.

В связи с этим возникает закономерный вопрос — какие заказы получат российские предприятия при создании крупнейшего в мире интегрированного комплекса по переработке многокомпонентного природного газа в составе газоперерабатывающего завода и завода по сжижению природного газа? Дискуссия на эту тему ведется среди российских промышленников в связи с тем, что проект  финансирует ВЭБ.РФ. Если какой-то проект финансирует государственный институт развития (экспортно-импортный банк или агентство), то он выставляет обязательства по  участию в проекте  национальной промышленности. Кредиты обычно бывают связанными и наполняются продукцией отечественного производства, способствуя развитию отечественного высокотехнологичного комплекса. Поэтому использование научно-технического и производственного потенциала нашей промышленности при реализации столь крупных инвестпроектов в нефтегазовом комплексе  —важная государственная задача.

Рассмотрение вопроса было поручено заместителю министра энергетики РФ Павлу Сорокину, который направил  (имеется у портала TЭK-All) Аппарату Правительства РФ следующий текст:
"При подготовке документации по инвестиционным проектам компаниями ТЭК предусматривается приоритет применения промышленной продукции, произведенной  на территории Российской Федерации перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года №719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
Импортная продукция может быть использована компаниями ТЭК при реализации инвестиционных проектов только в случае невозможности ее замены продукцией российского производства. Включение в инвестиционные проекты и последующая закупка импортной промышленной продукции возможны при условии ее соответствия критериям отнесения промышленной продукции не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года №1135 "Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов,  и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Решения о возможности закупки импортной продукции, необходимой для реализации инвестиционных проектов, принимаются в компаниях ТЭК соответствующими структурными подразделениями или коллегиальными органами, образованными в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" и с Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
При осуществлении закупок товаров, в отношении которых постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 года №2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения" установлены требования о минимальной доле закупок товаров российского происхождения (в том числе работ, в рамках которых поставляются указанные товары), используется информация о товарах, содержащаяся в реестрах, предусмотренных в пункте 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации.
При реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в рамках программы модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций, учитываются требования по применению определенных видов российской промышленной продукции, установленные пунктом 265 "Правил оптового рынка электрической энергии и мощности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №1172.
Кроме того, во исполнение директив Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года №10068п-П13 и от 14 апреля 2021 года №3438п-П13 компаниями ТЭК организована и выполняется на системной основе работа по импортозамещению информационно-технологического оборудования и программного обеспечения. Информация о ее результатах ежеквартально размещается на межведомственном портале по управлению государственной собственностью Росимущества.
Также во исполнение директив Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №1346п-П13 и от 6 февраля 2017 года №830п-П13 компаниями ТЭК на ежегодной основе предоставляются в Минэнерго России и Минэкономразвития России отчеты о результатах реализации корпоративных планов импортозамещения, содержащие, в том числе, информацию о плановых и фактических значениях показателей, характеризующих долю иностранной продукции (работ, услуг) в общем объеме закупок компаний ТЭК.
Таким образом, в настоящее время в компаниях ТЭК созданы в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и выполняются условия, обеспечивающие приоритетное применение российской продукции, работ и услуг при реализации инвестиционных проектов".

Ситуацию с импортом в крупнейших инвестиционных проектах в ТЭК портал TEK-All.ru попросил прокомментировать Александра Романихина, который около 20 лет руководил ассоциацией поставщиков оборудования для ТЭК. Беседа с экспертом ниже.

-Александр Владимирович, достаточно ли  принято мер, чтобы обеспечить приоритет российской продукции в масштабных  нефте- и газохимических проектах?
-Хочется напомнить выражение Ленина, который на партийной конференции отчитывал бюрократов, заставляющих рабочих обивать пороги учреждений: "Формально правильно, а по сути издевательство". У меня нет особых вопросов к Минэнерго. Они не отвечают за развитие наших заводов. Роль первой скрипки здесь  у промышленного министерства. А там много проблем...
-Вы о Минпромторге? Что за проблемы?
-Компетентность. Много лет департаментом, отвечавшим за модернизацию нефтегазового комплекса, руководили люди, которые не отличают превентор от вертлюга. Не лучше ситуация и в высшем руководстве. Первый замминистра, который курирует импортозамещение — международник, который ни дня не проработал нигде, кроме министерства. Представляете, пришел со студенческой скамьи в министерство и дорос до первого замминистра. Где еще такое возможно?! Недавно создали отдельный департамент для ТЭК. Посмотрите биографии тех, кто им руководит. В состоянии ли они понять заводчан? О чем будет с ними говорить главный инженер, главный конструктор, главный технолог? Они не способны вникнуть в технические проблемы инвестпроектов и могут вести разговор "общего плана", чего, естественно,  недостаточно. Как они будут участвовать в полемике заказчиков и руководителей промышленных предприятий? Могут ли они играть роль рефери в дискуссиях, если не разбираются в предмете? Вопросы риторические.
Убеждать нефтяников и газовиков они не в состоянии, поэтому импортозамещение и сводится к распределению средств господдержки. В основном по линии Фонда развития промышленности. Но и там в экспертном совете, который много лет распределяет деньги на импортозамещение, были банкиры, международники, юристы, но нефтяников или газовиков не замечено. Как можно импортозамещение в нефтегазе сводить к освоению госбюджета? На одном из совещаний я сказал Мантурову, что госбюджет должен давать деньги медицинской промышленности, агромашу, авиапрому,  но зачем госбюджет там, где реализуются проекты на миллиарды долларов?   Деньги есть, но они уходят на иностранную продукцию.
-Так что сделать, чтобы покупали российское?
-Чтобы покупали, надо вести диалог с заказчиком, иностранным лицензиаром, EPC-подрядчиком. Кто это будет делать? Осьмаков? (первый заместитель министра промышленности, прим. ТЭК-All) Без компетентных, технически грамотных людей успешная работа по импортозамещению невозможна. Хорошо, что сегодня сами нефтяники объединились и создали ИНТИ (Институт развития нефтегазовых технологий, прим. ТЭК-All), а то бы и дальше осваивали бюджет.  
Нужна постоянная работа с нашей промышленностью, а не придумывание  новых реестров. Вхождение в эти реестры (речь о Реестре российской промышленной продукции Минпромторга, прим ТЭК-All) создает дополнительную финансовую нагрузку на предприятия, которые должны платить региональным отделениям ТПП, а потом еще ждать решения Минпромторга. Можно подумать, что там работают специалисты, способные оценить технический уровень или уровень качества нефтегазового оборудования.
О каком диалоге можно говорить, если  с одной стороны специалисты высокой квалификации, иностранные лицензиары, технари, а со стороны нашей  промышленности — Осьмаков. Какая здесь дискуссия может быть, просто несерьезно...
-Получается, что сегодня промышленность никто не представляет? А как же госкорпорации?
-Госкорпорации, исключая Росатом, на мой взгляд, ненужные структуры. Во всяком случае в нефтегазе они за много лет ничего по большому счету ничего не продемонстрировали. Приписывание себе заслуг заводов, естественно, не в счет. Достаточно вспомнить помпезное соглашение госкорпорации "Ростехнологии" с "Транснефтью", которое было подписано еще до введения санкций. Прошло много лет, но о нем что-то не слышно.  
Нужны сильные частные структуры, такие, как  "Силовые машины", "Группа ГМС", ТМК, ОМК, кабельщики и другие. Не случайно они прекрасно поставляют продукцию ТЭКу и сами решают все проблемы с заказчиками. Вот такие структуры и надо всячески поддерживать. Или хотя бы не мешать.
-ИНТИ, который Вы упоминали, не может играть роль такой структуры?
-Структура полезная и нужная. Там  компетентные и неравнодушные к интересам отрасли люди. Они уже много сделали для отрасли благодаря талантливому  руководителю Александру Дюкову. ИНТИ делает важную работу по стандартизации, способствуя  сближению позиций иностранцев и российских нефтегазовых компаний. Основная их задача в консолидации наших нефтегазовых компаний. Но, при всем уважении, структура, созданная заказчиками, не может подменить объединение поставщиков, промышленников.  
-Сейчас проявилась тенденция, когда естественные монополии стремятся иметь подконтрольное машиностроение.
-Да, знаю, но это убивает конкуренцию. Нигде в мире такого натурального хозяйства нет, машиностроительная отрасль везде отдельная. Еще раз повторю, что нужны сильные частные компании. Не надо загонять заводы ни в госкорпорации, ни в нефтегазовые компании. Кроме того, порой такие предприятия "при"  прикрывают импорт. Конструкция и технология иностранные, а в России делают лишь примитивные операции. Помимо того, что это плохо по понятным причинам, но и опасно. Если  завтра уйдет инопартнер, то такое предприятие не сможет функционировать. Никакой пиар и телесюжеты здесь не помогут...
-Если правильно понимаю, многое упирается в то, что нет достаточно весомого представительства у российских поставщиков?
-Кто-то должен в начале проекта сказать: "Ребята, у вас технологии немецкие, техника китайская, а строители турецкие. А где же россияне? Производство все же в России запускаете, а не в Германии или Турции. Да еще и деньги государственные на поддержку проекта тратим. Так не пойдет. Давайте собирать промышленников и обсуждать, что и на каком этапе мы будем поставлять. Не могут заводы? Так вот вы и будете вместе работать, чтобы у них получилось. Но только думать  будете не о  том, как лучше "отшить" российского промышленника, а помогать ему будете, чтобы быстрее освоить производство в России". Могу вспомнить много кейсов прекрасного взаимодействия заказчика с производителем, в результате которого осваивалось конкурентоспособное оборудование. Главное здесь — конструктивный настрой, понимание того, что все равно это надо сделать. Когда в 90-х годах завод "Красный Молот" в Грозном, по понятным причинам  перестал поставлять цементировочные агрегаты, Торговый дом "ЛУКОЙЛ" влил деньги в оборонный завод "Ижнефтемаш", который  в кратчайшие сроки, при поддержке специалистов-нефтяников, освоил их производство.
Есть много успешных примеров отстаивания интересов российских высокотехнологичных предприятий. Так, недавно Юрий Борисов весьма горячо и результативно защищал в правительстве интересы  "Байкал Электроникс", НТЦ "Модуль", НПЦ "Элвис", МЦСТ и других поставщиков электроники.
Почему никому в голову не приходит импортировать танки, истребители, ракетные комплексы? Зависимость, правильно. В нефте- и газохимии последствия будут не менее печальные, если иностранцы по какой-то из причин откажутся поставлять комплектующие или запчасти. Поэтому надо сделать все, чтобы предотвратить деградацию нашего машиностроения и отечественных строительных подрядчиков.

tek-all.ru

13.09.2021 13:32:22 / ОПЕК сохранила прогнозы по добыче нефти в России вернуться к списку Версия для печати 14.09.2021 13:57:54 / Нефть дорожает в ожидании нового урагана в Мексиканском заливе

ВЕСНА - 2021

все статьи номера Журнал "Топливный рынок" содержание

НОВОСТИ

14.09.2021   Владимир Путин ушел на самоизоляцию
14.09.2021   ЛУКОЙЛ расширяет транспортную инфраструктуру для освоения месторождения D33 на шельфе Балтики
14.09.2021   "Транснефть–Верхняя Волга" высадила миллион сеянцев сосны и ели во Владимирской области
14.09.2021   Главгосэкспертиза выпустила Методические рекомендации по оценке информационных моделей для нефтегазовых месторождений
14.09.2021   Royal Dutch Shell начала эвакуировать нефтяников с платформ в Мексиканском заливе
14.09.2021   Нефть дорожает в ожидании нового урагана в Мексиканском заливе
14.09.2021   Павел Сорокин о приоритете российского оборудования при реализации инвестпроектов в нефтегазовом комплексе
13.09.2021   ОПЕК сохранила прогнозы по добыче нефти в России
13.09.2021   Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании требований к охране объектов ТЭК
13.09.2021   Роснефть и Иннопрактика занимаются очисткой северных морей от нефтепродуктов
все новости все новости

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ

26.10-28.10   Москва
GasSuf 2021
Выставка
все выставки и конференции все выставки и конференции

 Вход для подписчиков  
Логин: Пароль:
Забыли свой пароль?
Подписаться на журнал
Запомнить меня на этом компьютере
Rambler's Top100

Поддержка сайта
Журнал "Топливный рынок" © ИД "Топ-пресс", 2006-2021
Использование материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.

Тел./Факс: (495) 791-6852 topinfo@top-r.ru